NASA выдала контракты на создание коммерческих орбитальных станций

NASA подписала контракты с компаниями Blue Origin, Nanoracks и Northrop Grumman на разработку проектов коммерческих орбитальных станций. Они должны обеспечить непрерывное присутствие американских астронавтов на низкой околоземной орбите после завершения эксплуатации МКС.

В общей сложности NASA выделила 415,6 млн долларов на эту цель. Суммы распределились следующим образом:

• Blue Origin — 130 млн долларов
  • Nanoracks — 160 млн долларов
  • Northrop Grumman — 125,6 млн долларов

Orbital Reef

Проект Blue Origin называется Orbital Reef и разрабатывается совместно с компаниями Sierra Space и Boeing. Он предполагает создание космического «бизнес-парка», рассчитанного на  пребывание до десяти человек. Станция будет состоять из множества модулей и в полностью развернутом виде будет сопоставима по объему с МКС. Ее планируется сдавать в аренду для проведения различных исследований, технологических и коммерческих миссий. В Blue Origin надеются приступить к реализации проекта во второй половине этого десятилетия.

Концепт орбитальной станции Orbital Reef. Источник: Orbital Reef

Starlab

Проект Nanoracks разрабатывается совместно с Voyager Space и Lockheed Martin. Он называется Starlab и предполагает создание станции, состоящей из надувного жилого модуля, силового и двигательного отсеков, лабораторной установки и роботизированной руки-манипулятора. Экипаж будет состоять из четырех астронавтов. Они смогут заниматься как научными исследованиями, так и коммерческими операциями. Особенность проекта заключается в том, что Nanoracks намеревается вывести станцию всего за один запуск. Он намечен на 2027 год.

Концепт орбитальной станции Starlab. Источник: Nanoracks/Lockheed Martin/Voyager Space

Станция Northrop Grumman

Northrop Grumman планирует построить станцию из модулей, созданных на основе корабля снабжения Cygnus. Она будет использоваться для научных исследований, промышленных экспериментов и космического туризма и в будущем может быть расширена путем добавления новых отсеков. Помимо Northrop Grumman, на данный момент в проекте также участвует компания Dynetics.

Концепт орбитальной станции Northrop Grumman. Источник: Northrop Grumman

Программа NextSTEP

Выдача контрактов была осуществлена в ходе первой фазы проекта по переходу с МКС на коммерческие орбитальные станции, финансируемого в рамках программы NextSTEP. Она завершится в 2025 году. После этого NASA приступит ко второй фазе и начнет сертификацию станций для полетов людей, подготовке астронавтов и закупке услуг.

МКС с сегментом Axiom (концепт). Источник: Axiom Space

Стоит напомнить, что ранее NASA уже выдала аналогичный контракт. Его получила компания Axiom Space. В рамках соглашения она построит жилой модуль, который войдет в состав МКС в 2024 году. В дальнейшем к нему будут добавлены и другие отсеки, и в результате станция обзаведется полноценным частным сегментом. Планируется, что после того, как страны-участницы примут решение затопить МКС, частный сегмент отсоединится от нее и продолжит существование уже в виде отдельной станции.