NASA может переименовать телескоп James Webb

У космического телескопа James Webb довольно сложная судьба. Его проектировали и собирали почти 20 лет, он пережил множество переносов запуска и испытывал проблемы с финансированием. Но титаническими усилиями знаменитый «небесный глаз» был запущен на свою орбиту в точке Лагранжа L2, где сейчас завершает финальный этап настройки своих зеркал. Казалось бы, что может пойти не так? На этой неделе появилась новая проблема — спор относительно названия James Webb. Имя телескопа может быть изменено. Но зачем?

Космический телескоп James Webb. Фото: Space.com

Джеймс Уэбб, в честь которого назван телескоп, был вторым администратором NASA. С 1961 по 1968 год он руководил программой Apollo, которая высадила людей на Луну. Также он отстаивал научную повестку дня NASA. В 2002 году администратор агентства Шон О’Киф предложил назвать космический телескоп следующего поколения, который создавали на смену Hubble, в честь Уэбба.

James Webb нравится не всем

Как сообщает Space, с названием James Webb в NASA были согласны не все. Cпоры вокруг знаменитого имени флагманской обсерватории не утихают с лета 2021 года. Противники названия призывают переименовать проект из-за якобы плохой репутации самого Джеймс Уэбба. Люди вспомнили, что во время его пребывания в федеральном правительстве, он подпитывал дискриминацию в отношении ЛГБТ-сообщества, которую окрестили «лавандовой паникой». В результате этого скандала тысячи людей были уволены или вынуждены уйти в отставку. В конце сентября администратор NASA Билл Нельсон поддержал название телескопа, но представители агентства теперь говорят, что этот процесс не завершен.

Джеймс Уэбб
Джеймс Уэбб, в честь которого назван телескоп. Фото: Wikipedia

«В то время не было никаких доказательств, которые привели бы к смене названия. Я знаю, что решение, принятое NASA, для некоторых болезненно и многим оно кажется неправильным. Но название телескопа — прерогатива администратора агентства», — заявил Пол Герц, глава отдела астрофизики NASA на заседании Консультативного комитета по астрофизике 30 марта.

Герц также признал, что полемика вызвала волнение ученых по поводу наблюдений, которые обеспечит мощный телескоп. Из-за скандала начало наблюдений может быть отложено. Сейчас в аэрокосмической администрации ведутся серьезные споры относительно названия. Поднимаются архивные документы, в которых ищут доказательства гомофобии Джеймса Уэбба в отношении сотрудников NASA. Если их найдут, то James Webb может быть переименован.

Напомним, что ранее мы писали о том, что недостаток James Webb поможет решить три загадки Вселенной.