Найдена планета с удивительной орбитой вокруг двух звезд

Ученые подозревают, что в газопылевом диске, который окружает двойную систему АС Геркулеса, может находиться планета. Если это так, то она вращается в плоскости, перпендикулярной той, в которой звезды вращаются друг вокруг друга.

Система АС Геркулеса
Система АС Геркулеса. Источник: phys.org

Удивительная система АС Геркулеса

Группа ученых под руководством Ребекки Мартин из Центра астрофизики Невады предположила, что в системе AC Геркулеса может скрываться очень необычная планета. Эта звезда, точнее, система из двух светил, находится на расстоянии 4200 св. лет от нас.

Ее главный компонент — пульсирующий желто-белый гигант, примерно в 2400 раз ярче Солнца. О второй звезде известно не так много, кроме того, что она тяжелее нашего светила. Однако ученые еще раньше установили, что вокруг этих компонентов есть мощный пылевой диск.

Теперь же на основе наблюдений они предполагают, что внутри диска есть планета, которая его стабилизирует. Вывод базируется на том, что внутри этого диска — промежуток, который делит его на две части.

Нахилений диск та планета в ньому
Наклонный диск и планета в нем. Источник: Martin et al. 2023

Наклонный диск

Системы, в которых планеты вращаются сразу вокруг двух звезд, встречались и раньше, но в небольшом количестве. Первую из них открыли в 2019 году, и с тех пор ученые узнали о существовании еще трех. Однако AC Геркулеса интересна не этим. Дело в том, что ее диск, а следовательно, и орбита планеты практически перпендикулярны к той плоскости, в которой звезды вращаются друг вокруг друга.

Если быть точным, то возможная орбита планеты близка к перпендикуляру, но все же отличается от него на 9 процентов. И это вызывает целый ряд вопросов, в первую очередь, почему он вообще не лежит в одной плоскости с орбитами светил.

Кроме того, ученых очень удивляет большое расстояние между звездами в этой системе, поскольку обычно планеты, вращающиеся сразу вокруг двух звезд, делают это тогда, когда последние очень близки. А здесь два гигантских светила кружатся друг вокруг друга с периодом около 3,5 земных лет.

Также ученые до сих пор никогда не видели, чтобы планета вращалась вокруг двух звезд, одна из которых не принадлежит главной последовательности, а является гигантом. Система AC Геркулеса является крайне необычной, и исследователи надеются, что она сможет обогатить нас новыми знаниями.