Во Млечном Пути найдена блуждающая черная дыра

Международная команда исследователей объявила об обнаружении первой блуждающей черной дыры во Млечном Пути. Объект, чья масса превосходит солнечную в семь раз, находится на расстоянии пяти тысяч световых лет от Земли.

Как найти черную дыру?

На данный момент астрономам удалось идентифицировать несколько десятков черных дыр во Млечном Пути. Наиболее известной из них является Стрелец А*. Это сверхмассивная черная дыра, чья масса в 4,3 млн раз превосходит массу Солнца. Она скрывается в центре нашей галактики, спрятавшись за завесой из пылевых облаков.

Блуждающая черная дыра в представлении художника. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center/ESA/Gaia/DPAC

Другие известные черные дыры имеют намного меньшую массу. Как правило, они являются частью двойных звездных систем и выдают себя тем, что поглощают вещество своих компаньонов. Этот процесс сопровождается образованием излучения, которое могут засечь астрономы.

Но как найти черную дыру, у которой нет звезды-компаньона и которая сейчас не поглощает вещество? Тут на помощь приходит метод гравитационного микролинзирования.

Гравитационное микролинзирование

В 2011 году астрономы зафиксировали изменение яркости звезды, расположенной недалеко от галактического центра на расстоянии около 19 тысяч световых лет от Земли. Она увеличила свой блеск почти в 370 раз, а затем постепенно вернулась в исходное состояние. Это длилось 270 дней.

Проанализировав данные о событии, исследователи пришли к выводу, что увеличение блеска светила было вызвано гравитационным полем более близкого к нам объекта. Подобно линзе он сконцентрировал и усилил свет более далекой фоновой звезды.

Чтобы понять, какое именно тело вызвало микролинзирование, ученые обратились к архивным снимкам телескопа Hubble. Им удалось увидеть отклонение положения звезды на небе примерно на 5 угловых миллисекунд в момент начала события. Это позволило определить характеристики объекта. Оказалось, что «линза» удалена от нас примерно на пять тысяч световых лет, а ее масса в семь раз превосходит солнечную. При этом она не испускает никакого света. Лишь один известный нам тип небесного тела соответствует подобным характеристикам: изолированная черная дыра. По всей видимости, она образовалась в результате коллапса одиночной массивной звезды.

Серия изображений телескопа Hubble, показывающая, как звезда постепенно тускнеет после событий гравитационного микролинзирования. Источник: Sahu et al. 2022

По мнению исследователей, их находка является лишь вершиной айсберга. Скорее всего, Млечный Путь населен множеством блуждающих черных дыр. После ввода в строй телескопов следующего поколения, обладающих намного более широким полем обзора, астрономы смогут фиксировать значительно больше событий микролинзирования. Это позволит провести первую перепись черных дыр в нашей галактике.

Напомним, что недавно мы писали о том, как астрономам удалось найти две сверхмассивные черные дыры в блазаре.

По материалам https://www.syfy.com