Найдена экзопланета с признаками термоядерного синтеза

Международная команда исследователей объявила об обнаружении ранее неизвестной массивной экзопланеты. Имеющиеся данные говорят о том, что в ее ядре идут термоядерные реакции с участием дейтерия.

Экзопланета в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech/R. Hurt

Вновь найденная экзопланета обращается вокруг звезды HD206893, расположенной на расстоянии 123 световых лет от Земли. В 2017 году исследователи обнаружили ее компаньона — коричневый карлик, чья орбита проходит на расстоянии 10 а. е. от светила. В ходе последующих наблюдений, выполненные при помощи спектрографа HARPS, астрономы выявили дополнительные отклонения в лучевой скорости HD206893, свидетельствующие о наличии у нее еще одного спутника.

Чтобы найти это тело, астрономы задействовали смонтированный на VLT приемник GRAVITY. Он собирает световые потоки одновременно от всех четырех основных телескопов комплекса. В результате образуется виртуальный супертелескоп с эквивалентным диаметром апертуры 130 м.

GRAVITY оправдал возложенные на него ожидания, обнаружив экзопланету, получившую обозначение HD206893 c. Ее орбита проходит на расстоянии 3,5 а. е. от звезды, а масса оценивается в 12,7 масс Юпитера (при погрешности измерений примерно в одну юпитерианскую массу). Кроме того, инструмент позволил установить возраст системы, который составляет 155 млн лет.

Масса HD206893 c крайне близка к границе, разделяющей массивные газовые гиганты и коричневые карлики. Более того, анализ ее спектра выявил признаки «осветления». По мнению ученых, это указывает на то, что в ядре HD206893c идут термоядерные реакции с участием дейтерия (считается, что они могут возникать в телах, чья масса в 13 раз превышает массу Юпитера). Таким образом, HD206893 c представляет огромный научный интерес. Ее дальнейшее изучение может помочь ученым лучше разобраться в «пограничных» объектах, чья масса помещает их на стык между экзопланетами и коричневыми карликами.