Найдена экзопланета на полярной орбите

Астрономы обнаружили, что орбита экзопланеты TOI-640 b проходит над полюсами центральной звезды. Об этом говорится в статье, которая будет опубликована в журнале Astronomy and Astrophysics.

Орбиты всех планет Солнечной системы лежат приблизительно в одной плоскости. Кроме того, они движутся в одном направлении, совпадающем с направлением вращения Солнца вокруг своей оси. Астрономы связывают это с тем, что наша звезда и ее спутники сформировались из единого вращающегося протопланетного диска.

Ранняя Солнечная система в представлении художника. Источник: NASA

Долгое время считалось, что в плане расположения орбит другие звездные системы должны в целом напоминать нашу. Но за последние годы астрономы накопили достаточно данных, позволяющих утверждать, что подобная картина наблюдается не всегда. Одним из наиболее наглядных примеров этого является экзопланета, получившая обозначение TOI-640 b. Она была открыта в 2021 году и является частью двойной системы, состоящей из звезды спектрального класса F и красного карлика. Расстояние до нее оценивается в 1115 световых лет. Экзопланета представляет собой горячий газовый гигант. Ее масса составляет 0,57 юпитерианской, а радиус — 1,72 радиуса Юпитера. Она обращается вокруг основного компонента системы, совершая один оборот за пять дней. Из-за близости к звезде ее атмосфера разогрета до температуры, превышающей 1500°C.

Экзопланета на полярной орбите (концепт). Источник: NASA/GSFC

В ходе наблюдений астрономам удалось определить наклонение орбиты TOI-640 b. Для этого был использован эффект Росситера-Маклафлина, основанный на явлениях красного и синего смещения. Выяснилось, что разница между плоскостями орбиты экзопланеты и экватора звезды составляет 104°. Таким образом, объект пролетает почти над полюсами своего светила.

На данный момент исследователи выдвинули несколько различных гипотез, объясняющих подобные аномалии воздействием приливных сил со стороны других тел системы, орбитальными резонансами и иными факторами. Так или иначе, астрономы полагают, что тел, подобных TOI-640 b, слишком много (особенно среди горячих юпитеров), чтобы и дальше относиться к ним как к редким исключениям, выбивающимся за рамки стандартной модели.