На поиски сокровищ Марса: миссия SLS к Фобосу и Деймосу вернет образцы на Землю

Колоссальная ракета NASA Space Launch System (SLS) лишь недавно поднялась в космическое пространство после многих лет разработки. Значительная часть этой разработки была выполнена аэрокосмическими подрядчиками, такими как Northrop Grumman и Boeing. Эти компании заинтересованы в том, чтобы SLS давала толчок успешным миссиям в Солнечной системе. Пара инженеров Boeing опубликовали статью, в которой описали схему одной из интереснейших миссий по изучению Фобоса и Деймоса, а также забора образцов с их поверхности и возвращения их на Землю. Ракета SLS в этом проекте сыграла бы ключевую роль.

Впечатления художника от спутников Фобос и Деймос на орбите Марса
Фобос и Деймос на орбите Марса. Представление художника

Фобос и Деймос, два спутника Марса, являются уникальными по разным причинам. Фобос, по оценкам ученых, «пустой». На его поверхности находится массивный кратер Стикни, который занимает почти половину его площади. Что еще интересно — Фобос является ближайшим спутником к Марсу. Деймос чуть менее интересен, но все же может стать передовой базой для будущих исследований Красной планеты.

Два маленьких спутника Марса: Фобос и Деймос
Два маленьких спутника Марса: Фобос и Деймос. Спутники были открыты в 1877 году американским астрономом Асафом Холлом. Они имеют поверхностные материалы, подобные многим астероидам во внешнем поясе астероидов, что заставляет большинство ученых полагать, что Фобос и Деймос были захвачены гравитацией Марса в далеком прошлом. Фото: NASA

Однако для достижения этих спутников требуется значительная мощность. Запустить любой аппарат на Фобос и Деймос уже непростая задача. Более того, надо еще иметь достаточно топлива для возвращения на Землю после посадки на поверхность. Однако, по объяснениям двух инженеров Boeing Бенджамина Донахью и Мэтта Даггана, которые разрабатывают SLS, эта ракета способна не только доставить миссию к марсианской системе, но и одновременно запустить капсулу экипажа Orion.

Ракета SLS миссии NASA Artemis I
Ракета SLS миссии NASA Artemis I. Фото: NASA

Модульная конструкция

SLS имеет очень полезную и продуманную систему, которая называется Universal Spacecraft Adapter (USA). Она позволяет другим космическим аппаратам соединяться с капсулой Orion. В случае миссии по возвращению образцов с Фобоса и Деймоса аппарат будет состоять из четырех различных модулей. Первым модулем будет аэротормоз, который позволит аппарату замедлиться и занять эллиптическую орбиту в марсианской системе. Для перехода на эту орбиту будет использована гравитация Луны и Земли. После прибытия и выполнения задач по аэроторможению, модуль будет отброшен.

Изображение конфигураций аппарата для миссии по возвращению образцов на Фобос и Деймос. Авторство: Donahue & Duggan

Далее остается спускаемый модуль, который отвечает за посадку аппарата на поверхность Фобоса и Деймоса. По замыслу инженеров, модуль вместе с научным оборудованием может высадить на спутники небольшие роверы. У него будет достаточно мощный двигатель, чтобы совершить мягкую посадку на поверхность Фобоса, а затем Деймоса. После сбора образцов с обоих спутников будет использоваться модуль возвращения, который оторвется от Деймоса и возьмет курс на Землю.

На нашу планету будет спускаться последний модуль ERC, который отвечает за вхождение в атмосферу. Он состоит из теплового экрана и некоторых маневровых двигателей, а его вес составит небольшой процент от общей массы нагрузки.

Кто возьмется за миссию?

Сейчас инженеры разрабатывают оптимальные маршруты и траектории, учитывая дельта-гравитацию для миссии, а также ожидаемую массу каждого из компонентов. Однако деталей этой миссии пока что нет. Еще не известно, поддержит ли идею инженеров какое-либо космическое агентство.

Но с появлением SLS и других тяжелых ракет-носителей, таких, как Starship, подобные миссии могут стать менее затратными. Это лишь вопрос времени, когда мы посетим поверхность этих двух чрезвычайно уникальных лун.

Ранее мы рассказывали об обреченном будущем Фобоса.