На Энцеладе обнаружен последний ключевой компонент жизни

На ледяном спутнике Сатурна Энцеладе обнаружен последний важный компонент жизни. Анализ данных с космического корабля NASA Cassini доказывает, что подземный океан Энцелада действительно содержит важное питательное вещество — фосфор. Этот элемент является жизненно необходимым строительным блоком жизни, используемым в ДНК и РНК. Более того, его концентрация там может быть в тысячи раз больше, чем в океане Земли. О находке сообщил планетолог Ясухито Секине на заседании Американского геофизического союза 14 декабря.

Спутник Сатурна Энцелад
Фосфор питательное вещество, являющееся ключевым компонентом жизни. Его концентрация в подземном океане ледяного спутника Сатурна Энцелада в тысячу раз превышает земную. Фото: NASA

По словам Ясухито из Токийского технологического института, важный элемент может присутствовать в других ледяных мирах, что обещает упростить поиск инопланетной жизни.

«Мы знали, что на Энцеладе содержится большинство элементов, необходимых для образования жизни: углерод, водород, азот, кислород и сера. Теперь, когда на Энцеладе обнаружен фосфор, спутник стал полностью отвечать всем критериям пригодного для жизни океана», — объясняет астробиолог из Лаборатории реактивного движения в Пасадене Морган Кейбл.

Наиболее вероятное место для жизни

Многие исследователи считают Энцелад одним из наиболее вероятных мест, где может быть обнаружена внеземная жизнь. Вероятность существования жизни на спутнике Сатурна даже больше, чем на Европе — спутнике Юпитера. Это мир, покрытый льдом, под которым скрыт океан соленой воды. В 2005 году космический корабль Cassini наблюдал, как гейзеры выбрасывают пару и крупинки льда из ледяной оболочки Энцелада. В этом космическом спрее ученые обнаружили органические молекулы.

Но до сих пор исследователи не были уверены, существует ли фосфор на спутнике. На поверхности Земли элемент встречается относительно редко. Большая часть фосфора сосредоточена в минералах, и его наличие часто определяет скорость размножения жизни. Секине и его коллеги проанализировали химические данные, собранные ныне погибшим Cassini в кольце E Сатурна, где находятся материалы, выброшенные из струй Энцелада.

Исследователи обнаружили, что некоторые частицы льда в кольце E обогащены фосфорным соединением под названием фосфат натрия. Они подсчитали, что килограмм воды из океана Энцелада содержит примерно от 1 до 20 миллимоль фосфата — такая концентрация в тысячи раз больше, чем в океанах Земли. На дне подземного океана Энцелада фосфат может возникать в результате реакции между морской водой и фосфатсодержащим минералом апатитом. Он часто встречается в углистых хондритах, материале, лежащем в основе формирования каменистых планет.

По словам ученого, все эти открытия указывают на то, что Энцелад может быть самым комфортным местом в Солнечной системе после Земли для любых потенциальных инопланетных организмов.

Ранее мы сообщали о том, как передаются на Землю данные о жизни на ледяных спутниках.