Мощная вспышка на Солнце оставила Землю без радиосвязи на 30 минут

1 мая на Солнце произошла чрезвычайно мощная солнечная вспышка, которая привела к масштабному отключению радиосвязи во всем Тихоокеанском регионе. Вспышка достигла своего пика в 02:46 ночи по киевскому времени и длилась 12 минут.

R3654
Солнечная вспышка является самым мощным извержением из области солнечных пятен R3654. Авторство изображения: NASA/SDO

Вспышки на Солнце являются проявлением магнитной энергии, которая накапливается в его атмосфере и затем высвобождается в виде интенсивных всплесков электромагнитного излучения. Они делятся по размеру на категории, самой мощной из которых является X-класс, а затем М-класс, С-класс, В-класс и А-класс. Согласно данным Spaceweatherlive.com, вспышка 1 апреля имела мощность M9.53, что немного меньше, чем X-класс. Силу вспышки измерил спутник NASA GOES-16.

Мощные вспышки часто сопровождаются коротковолновым радиоволновым радиоискажением, подобным тому, что произошло над Тихим океаном, из-за импульсов рентгеновского и ультрафиолетового излучения. Когда эта радиация достигает Земли, она ионизирует верхние слои атмосферы, что может привести к помехам прохождения высокочастотных радиосигналов, вызывая ухудшение качества связи или вообще ее исчезновение на некоторое время.

Вспышка 1 мая привела к потере радиосигнала ниже частоты 20 МГц в течение 30 минут. Космическое событие затронуло моряков и радиолюбителей во всем Тихоокеанском регионе, которые временно потеряли связь.

NOAA
Центр прогнозирования космической погоды NOAA сообщил об отключении высокочастотной радиосвязи в Тихоокеанском регионе. Авторство изображения: NOAA/SWPC

Активность Солнца обычно возрастает во время приближения к солнечному максимуму, который происходит в течение около 11-летнего цикла, о чем свидетельствуют частота возникновения солнечных пятен. Вспышка близкая к X-классу, произошедшая из области солнечного пятна AR3654, стала самой мощной за всю историю наблюдений из этого региона.

Хотя солнечные вспышки могут влиять на космические аппараты и технологии на Земле, к счастью, их мощности недостаточно, чтобы нанести длительный вред планете. Впрочем, вспышки наносят временные неудобства для тех, кто сильно зависит от радиосвязи. Поэтому организации, такие как NASA, NOAA и Агентство погоды ВВС США, следят за солнечной активностью и вовремя рассылают предупреждения о возможных последствиях. Причин для паники нет.

Ранее мы сообщали о том, как экстремальные солнечные бури способны вывести из строя движение на железной дороге.