Млечный Путь над Мауна-Кеа

Представленное изображение было сделано на высоте 4200 м над уровнем моря на вершине потухшего гавайского вулкана Мауна-Кеа. Это место считается одним из лучших уголков нашей планеты для размещения обсерваторий. И даже беглого взгляда на фотографию достаточно, чтобы понять, почему.

Полоса Млечного Пути над вершиной вулкана Мауна-Кеа. Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA/J. Ch

Фото демонстрирует усыпанное бесчисленным количеством звезд ночное небо, среди которого выделяется полоса Млечного Пути. Если взглянуть на нее в телескоп или подзорную трубу, то становится очевидно, что самом деле она состоит из огромного числа слабых звезд, неразличимых отдельно невооруженным глазом.

Характерные темные сгустки и усики внутри полосы Млечного Пути представляют собой скопления космической пыли, блокирующей излучаемый фоновыми звездами видимый свет. Из-за этого создается впечатление «пустых» участков на небе, хотя это вовсе не так.

К счастью, у астрономов есть способы проникнуть сквозь пыль и увидеть, что же скрывается в центре Галактики. Для этого используется съемка в других частях электромагнитного спектра, в частности в инфракрасном диапазоне. Расположенный на вершине Мауна-Кеа телескоп Gemini North, который также запечатлен на снимке, как раз предназначен для таких наблюдений. Сочетание 8,1-метрового зеркала, адаптивной оптики и места расположения делают его одним из лучших наземных астрономических инструментов для изучения нашей Галактики.

Вы также можете почитать о недавнем открытии телескопа Gaia, выяснившего, что некоторые участки Млечного Пути старше, чем кажутся.

По материалам https://noirlab.edu