МКС переходит на новый уровень связи на скорости 1 Гбит/с

На борту Международной космической станции (МКС) происходят революционные исследования, которые открывают новые горизонты для космических путешествий и обеспечивают человечеству возможность жить и работать в космосе. За более чем два десятилетия существования МКС стала не только символом международного сотрудничества, но и лабораторией для проведения самых разнообразных исследований. Среди них — изучение микрогравитации, биологии, сельского хозяйства и развитие связи. Одним из сенсационных достижений МКС стало впервые установленное широкополосное интернет-соединение со скоростью 600 Мбит/с — это в 10 раз превышает среднюю мировую скорость интернета.

ILLUMA-T NASA общается с LCRD с помощью лазерной передачи
ILLUMA-T NASA связывается  с LCRD с помощью лазерной передачи. Иллюстрация: NASA

В 2021 году Национальное управление аэронавтики и исследований космоса США (NASA) начало революционный проект по интеграции демонстратора технологий на МКС, который изучает лазерную связь и передачу данных в космосе. Система, уже существующая на МКС, включает демонстрационный ретранслятор лазерной связи (LCRD) и вскоре получит модернизацию от интегрированного терминала модема и усилителя для низкоорбитального пользователя LCRD (ILLUMA-T). После завершения модернизации эта система станет первой двусторонней лазерной ретрансляционной системой, которая обеспечит МКС гигабитным интернет-соединением.

Невероятная скорость

Подобные системы используют инфракрасный свет, что позволяет передавать данные с невероятной скоростью. Способ предоставляет много преимуществ лазерным ретрансляторам для миссий на низкой околоземной орбите. Это также позволит миссиям за пределами низкой орбиты отправлять на Землю больше изображений и видео за одну передачу. Благодаря своей легкости и эффективности лазерные системы потребляют меньше энергии по сравнению с радиосвязью. Система ILLUMA-T занимает минимальный объем и будет установлена во время 29-й миссии SpaceX по коммерческой поставке.

Бадри Юнес, бывший заместитель помощника администратора программы NASA SCaN, подчеркнул: «Лазерная связь предлагает миссиям большую гибкость и более быстрый доступ к данным из космоса. Мы интегрируем эту технологию для демонстрационных испытаний околоземной орбиты, на Луне и в дальнем космосе».

По прибытии на МКС, ILLUMA-T будет закреплена на внешнем модуле для проведения совместных исследований с LCRD. Недавно NASA завершила годовую кампанию по проведению экспериментов с LCRD, чтобы усовершенствовать возможности лазерной связи.

Лазерная связь по всей Солнечной системе

Также были успешные эксперименты, проведенные NASA в рамках миссии LADEE (Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer) в 2014 году, где Лунная демонстрация лазерной связи (LLCD) передавала данные между орбитой Луны и Землей. Оптическая полезная нагрузка для науки Lasercomm в 2017 году также продемонстрировала преимущества лазерной связи для передачи данных между Землей и космосом по сравнению с радиосигналами. Эксперименты продолжатся в течение всей миссии, тестируя лазерную связь в различных сценариях и предоставляя важную информацию для будущих миссий на Луну, Марс и далее.

Демонстрация возможностей лазерной связи на нескольких в различных космических режимах
Демонстрация возможностей лазерной связи в различных космических режимах. Иллюстрация: NASA

Ожидается, что будущие роботизированные и пилотируемые миссии будут использовать лазерную связь рядом с радиосистемами для обеспечения высокоскоростного соединения астронавтов с их семьями на Земле, что является важным для долговременных миссий. Эта технология также позволит роботизированным зондам отправлять больше данных на Землю, что значительно повысит научный вклад в отдельных космических миссиях. Лазерная связь становится ключевым шагом в развитии космических исследований и путешествий.

Ранее мы сообщали о том, что SpaceX вводит ограничения интернет-трафика через Starlink.

По материалам NASA.