Массив из 1000 антенн телескопа SKAO растянется от Южной Африки до Австралии

Не так давно бытовало популярное мнение, что мощный телескоп обязательно должен быть очень-очень большим. Даже больше, чем 500-метровый Sky Eye. Но практика показала, что гораздо дешевле и эффективнее строить массив из нескольких небольших телескопов, разбросанных по большой площади. Именно так работают такие проекты, как Event Horizon Telescope, благодаря которому человечество получило первое изображение черной дыры.

MeerKAT
Одна из антенн MeerKAT Южноафриканской радиоастрономической обсерватории

Предстоящий проект под названием Square Kilometer Array Observatory (SKAO) должен стать крупнейшим в мире радиотелескопом, который по размерам растянется от Южной Африки до Австралии. В конечном итоге предполагается, что у него будут тысячи антенн с общей площадью приема более одного квадратного километра. Это позволит телескопу смотреть настолько далеко, что он может видеть все, вплоть до ранних стадий Вселенной.

SKAO в настоящее время находится в стадии строительства. Но прежде чем его можно будет использовать в научных целях, необходимо его проверить. Это работа MeerKAT — массива из 64 антенн в Южной Африке, который позднее станет частью системы SKAO. Недавно астрономы из штаб-квартиры SKAO в Великобритании проверили данные южноафриканских 64 тарелок по отдельности и с их помощью сформировали наиболее подробную крупномасштабную картину Вселенной.

Это первый раз, когда такое наблюдение было сделано с использованием массива из нескольких тарелок, работающих как отдельные телескопы. Полный SKAO будет опираться на эту технику, и поэтому это знаменует собой важную веху в дорожной карте для космологической науки. Исследование доступно в архиве препринтов arXiv.

В то же время космический телескоп James Webb будет исследовать черную дыру в центре Млечного Пути.

Спутник увидел цветение воды вблизи Гренландии