Марсианские ледники ползли очень медленно

Ученые пришли к выводу, что ледники, существовавшие на Марсе до того, как он окончательно превратился в пустыню, все же двигались. В этом им помогала деформация ползучести льда.

Формы рельефа, образовавшиеся марсианскими ледниками
Долины, образованные ледниками на Марсе. Источник: NASA/JPL-CalTech/University of Arizona

Двигались ли марсианские ледники?

Когда-то очень давно на Марсе была жидкая вода. Затем климат изменился, и она образовала ледники. В течение миллионов лет атмосфера становилась более тонкой и сухой, и гигантские поля льда испарились. Но их существование должно было оставить на поверхности Красной планеты следы.

На Земле ледники все время двигаются. Происходит это из-за гравитации планеты, которая сжимает гигантскую глыбу льда. Внутри нее идет таяние, вода просачивается вниз и создает прослойку, которая обеспечивает скольжение.

Но все равно двигающийся ледник оставляет на своем пути следы, которые видны и через тысячи лет. Север Америки и Евразии сохраняют борозды и камни, которые оставил после себя последний ледниковый период. Многие озера в этих местностях образовались именно таким образом.

Но на поверхности Марса следы, свидетельствующие о движении ледников, отсутствуют. Потому ученые долго считали, что из-за низкой гравитации вода слабо просачивалась под ледяной щит и быстро из него вытекала. Как следствие, прослойка, которая обеспечивает скольжение, не образовывалась.

Деформация ползучести

Исследователи из Нантского университета все же попытались доказать, что марсианские ледники могли двигаться. Нехватку воды они компенсировали явлением деформации ползучести. То есть лед сам под влиянием силы тяжести изменял форму, продвигаясь вперед.

В этом случае следы на поверхности должны остаться не такими, как на Земле. Они должны иметь форму хребтов и долин с неглубокими волнистыми каналами. И такие формы рельефа на Марсе есть, например, в районе бассейна Аргир, в его южном полушарии.

Как доказательство этой теории исследователи указали место на Земле, где ледники демонстрируют деформацию ползучести. Происходит это в некоторых регионах Канады с очень сухим климатом, и там действительно наблюдаются указанные формы рельефа.

Ученые считают, что под ледниками Марса, когда они еще были на планете, вполне могла сохраняться какая-то жизнь. Ведь небольшое количество воды от их таяния все же образовывалось, и она обеспечивала условия для существования не только бактерий, но и многоклеточных организмов.