Марс оказался под прицелом James Webb: что увидел телескоп

Космический телескоп James Webb уже поразил общество фотографиями далеких галактик и сверкающих туманностей. Теперь взгляд устройства стоимостью 10 млрд долларов сместился планетами Солнечной системы. Недавно JWST наблюдал Юпитер, а на днях прислал фотографии нашего соседа — Марса. Обнародованные данные, полученные из инфракрасных приборов телескопа, дают ученым информацию о поверхности Красной планеты и ее атмосфере.

Вид на Марс приборами James Webb
Вид на Марс приборами James Webb. Изображение: ESA

Европейское космическое агентство (ESA) объявило, что James Webb наблюдал за Марсом 5 сентября 2022 года с помощью камеры ближнего инфракрасного диапазона (NIRCam) и спектрографа ближнего инфракрасного диапазона (MIRI). Первое изображение Марса из телескопа состоит из двух снимков, сделанных на двух инфракрасных длинах волн. На нем изображено залитое Солнцем восточное полушарие планеты, которое JWST наблюдал в почти 1,5 млн км от Земли, в точке Лагранжа L2.

Первое изображение показывает вид Марса с длиной волны в 2,1 микрона, а второе – 4,3 микрона
Первое изображение показывает вид Марса с длиной волны в 2,1 микрона, а второе 4,3 микрона. Обе длины волны соответствуют ближнему инфракрасному спектру, который не способен увидеть глаз человека. Авторство изображения: ESA

James Webb также собрал некоторые спектроскопические данные об атмосфере Марса с помощью прибора NIRSpec. Спектрограф показывает, какие молекулы тонкой атмосферы планеты, включая углекислый газ, воду и угарный газ, соответствуют выделенным провалам на графике. Конечно, это далеко не новаторское заключение, но оно демонстрирует способность JWST точно определять состав атмосферы разных планет.

Первый инфракрасный спектр Марса, полученный телескопом
Первый инфракрасный спектр Марса, полученный телескопом. Авторство изображения: ESA

«Эти первые наблюдения Марса с помощью James Webb демонстрируют, как именно ученые могут изучать различные регионы на его поверхности, включая состав его атмосферы с помощью прибора NIRSpec. Основываясь на новых данных, космический телескоп дает нам новый взгляд на такие важные темы, как существование воды на Марсе в прошлом», — объяснил Крис Эванс, научный сотрудник из ESA.

Устремляя взгляд JWST на Марс, ученые могут определить, насколько надежен высокотехнологичный телескоп в изучении очень дальних экзопланет. В то время как James Webb продолжает смотреть на объекты в глубокой Вселенной, мы рады получить новые виды из разных уголков нашей родной Солнечной системы.

Ранее мы рассказывали о 12 интересных фактах о Марсе.