Mars Express заснял орбитальный танец Фобоса и Деймоса

Европейское космическое агентство (ESA) опубликовало две любопытные анимации, составленные из снимков аппарата Mars Express. Она демонстрируют Фобос, Деймос и Юпитер.

Фобос и Деймос. Источник: NASA

С момента своего прибытия к Марсу в 2003 году, Mars Express занимается изучением геологии и атмосферы планеты, и регулярно фотографирует ее поверхность. Время от времени аппарат также сближается с Фобосом и Деймосом. Ученые используют подобные рандеву, чтобы побольше узнать об особенностях строения этих необычных лун.

Кроме того, Mars Express занимается отслеживанием орбит Фобоса и Деймоса (это сложно сделать с Земли, из-за их тусклости, по сравнению с Марсом). Дело в том, что оба спутника подвергаются сильному приливному воздействию со стороны Красной планеты. В частности, Фобос постепенно приближается к марсианской поверхности. Как показывают расчеты, всего через несколько десятков миллионов лет он будет разорван силами его гравитации. Что касается Деймоса, то он наоборот, удаляется от Марса.

Чтобы определить точное положение спутников Марса, астрономы используют их покрытия других небесных тел. Измерив время, в течение которого Фобос или Деймос блокируют свет более далекого объекта, астрономы могут рассчитать параметры их орбит.

Именно такое событие и произошло 14 февраля 2022 года. В тот день Деймос совершил покрытие Юпитера и его четырех крупнейших спутников. Опубликованная ESA анимация составлена из 80 снимков камеры HRSC. Она демонстрирует, как спутник поочередно закрывает Европу, Ганимед, Юпитер, Ио и Каллисто. В момент съемки они находились на расстоянии 750 млн км от аппарата. «Раскачивания» Деймоса связаны с движениями самого Mars Express во время наведения его камеры.

Всего через месяц Mars Express вновь представилась возможность уточнить орбитальные параметры спутников Марса. В этот раз, уже Фобос осуществил покрытие Деймоса.

Опубликованная анимация ESA составлена из 19 снимков, сделанных камерой HRSC, 30 марта 2022 года. В момент съемки Фобос находился на расстоянии 12 км от Mars Express.

Напомним, что Фобос и Деймос являются целью японской миссии MMX, запуск которой запланирован на 2024 год.