Mars Express сфотографировал Борозды Тантала

Европейское космическое агентство (ESA) опубликовало новую серию изображений, сделанных аппаратом Mars Express. Он сфотографировал Борозды Тантала (Tantalus Fossae) — часть огромной системы разломов, протянувшихся по поверхности планеты.

Разломы и вулканы Марса

Борозды Тантала представляют собой впадины, с восточной стороны обрамляющие гору Альба — огромный марсианский вулкан, расположенный в северной части региона Фарсида. При относительно небольшой по меркам других вулканов Красной планеты высоте, гора Альба является рекордсменом по площади. Потоки извергнутой породы прослеживаются на расстоянии как минимум 1350 км от ее пика. Суммарная площадь вулкана сопоставима с территорией США.

Рост горы Альба сопровождался растяжением и искривлением окружающей поверхности, которые и породили Борозды Тантала, являющихся прекрасным примером геологических структур под названием «грабены». Они формируются в результате проседания породы между двумя параллельными разломами.

Контекстная карта Борозд Тантала
Контекстная карта региона, в котором расположены Борозды Тантала. Прямоугольник отмечает положение области, сфотографированной Mars Express. Источник: NASA/MGS/MOLA Science Team

Аналогичная система разломов расположена и с западной части горы Альба. Они формируют вокруг нее неполное кольцо. В целом, связанные с этим вулканом грабены имеют максимальную длину до 1000 км, ширину до 10 км и глубину до 350 м.

Сложная геологическая история Марса

Стоит отметить,  что грабены сформировались не одновременно, а один за другим в течение значительного промежутка времени. Их изучение дает ученым возможность заглянуть в прошлое Марса и составить геологическую летопись этого региона. В качестве примера можно привести ударный кратер на одном из снимков Mars Express. Пересекающие его грабены говорят о том, что ударная формация существовала еще до появления горы Альба. В свою очередь, расположенный по соседству маленький кратер находится поверх грабенов. А значит, он моложе.

При более детальном рассмотрении в этом регионе также можно увидеть множество небольших разветвленных долин. Они прорезают грабены и поэтому считаются более древними. Поскольку средняя высота северной части региона намного меньше южной (местами разница достигает трех километров) можно было бы ожидать, что они будут проходить вдоль склонов горы Альба и сливаться во впадинах. Но спутниковые снимки не подтверждают это предположение. Следовательно, долины появились еще до формирования вулкана.

Ранее мы писали о том, как Mars Express сфотографировал «фабрику» по производству марсианской пыли.