Mars Express показал впечатляющий рельеф Марса

Группа сопровождения миссии Mars Express опубликовала новую серию снимков Красной планеты. В этот раз они демонстрируют регион, известный под названием Thaumasia Planum.

Вулканическое нагорье Thaumasia Planum. Источник: ESA/DLR/FU Berlin

Вода и тектоника древнего Марса

Thaumasia Planum представляет собой вулканическое нагорье, расположенное в южном полушарии Марса. Перепад высот между его самыми высокими и низкими участками составляет 4,5 км. Этот регион почти не изменился за последние четыре миллиарда лет. Таким образом он позволяет понять, как выглядел молодой Марс.

По мнению исследователей, два основных фактора, которые повлияли на формирование Thaumasia Planum, это тектонические процессы и вода. Хотя сейчас Марс не демонстрирует признаков активной тектоники, так было не всегда. Происходившие в недрах планеты процессы привели к формированию серии разломов, известных как Nectaris Fossae. Их можно увидеть в центре изображения, они заполнены светлой пылью. По мнению ученых, образование разломов было связано с формированием Долины Маринера — колоссальной системы каньонов, расположенной к северу от этого региона.

Участок вулканического нагорья Thaumasia Planum. Источник: ESA/DLR/FU Berlin

Вторым, повлиявшим на облик этого региона, фактором является вода. Ее потоки прорезали множество долин, которые можно увидеть на изображении. Некоторые из них широкие и не отличаются большой глубиной, в то время как другие, значительно глубже.

Следы древних извержений

Что касается основания нагорья, то оно представляет собой слой лавовых отложений, толщиной в несколько километров. Он сформировался на заре существования Марса, когда его вулканы активно извергались. По мере того как огромные потоки лавы охлаждались и затвердевали на неустойчивой подвижной земле, они уплотнялись, в результате чего образовывались «морщинистые гребни». Один из них виден в нижней части изображения в виде прочерченной на поверхности неустойчивой диагональной линии.

Участок вулканического нагорья Thaumasia Planum. Источник: ESA/DLR/FU Berlin

В дальнейшем эти лавовые отложения были покрыты вулканическим пеплом и пылью, а затем потоки воды прорезали в них серию долин. Правда источник ее происхождения пока остается непонятным для ученых. Поскольку долины возникают на разной высоте, возможно, что вода просачивалась через подповерхностные слои Марса.

Ранее мы рассказывали о том, что древний Марс мог быть покрыт океаном, глубиной до 300 метров.