Летающей обсерватории NASA не удалось найти следов жизни в атмосфере Венеры

Летающей обсерватории SOFIA не удалось найти следов фосфина в атмосфере Венеры. Это вещество является биомаркером, указывающим на возможность существования жизни.

Молекулы фосфина в венерианской атмосфере. Источник: ESO/M. Kornmesser/L. Calçada & NASA/JPL/Caltech

В 2020 году международная команда исследователей объявила об обнаружении следов фосфина в атмосфере Венеры. Эта новость произвела сенсацию в научной среде. Дело в том, что фосфин является биомаркером. На Земле этот газ образуется исключительно в ходе производственных процессов или же в результате жизнедеятельности микробов в лишенных кислорода средах.

Однако довольно многие ученые высказали сомнение в корректности полученных результатов. Критики указывали, что исследователи могли неправильно интерпретировать данные и перепутали фосфин с другими соединениями (например, сернистым газом). Также указывалось, что даже если на Венере действительно есть фосфин, он мог образоваться и в ходе абиогенных процессов, например, вулканической активности.

Астрономы из ассоциации USRA (Universities Space Research Association) решили выполнить собственную проверку данных о фосфине на Венере. Для этого они воспользовались помощью летающей обсерватории SOFIA. Она представляет собой инфракрасный телескоп, установленный на борту самолета Boeing 747.

Летающая обсерватория SOFIA. Источник: NASA

В ноябре 2021 года SOFIA выполнила три полета, проведя спектральный анализ атмосферы Венеры на высотах от 75 до 110 км. В ходе последующего анализа данных астрономам не удалось найти никаких следов фосфина. Если он и есть в атмосфере планеты, то концентрация газа ниже предела чувствительности SOFIA (0,8 молекул на миллиард). В свою очередь, авторы оригинальной статьи 2020 года сообщали об обнаружении концентрации фосфина в количестве порядка двадцати молекул на миллиард. Таким образом, данные SOFIA нанесли новый удар по позициям ученых, считающих, что в верхних слоях Венеры может существовать какая-то микробная жизнь.

Поиски фосфина стали одной из последних задач SOFIA. В сентябре 2022 года обсерватория совершила свой финальный полет, после чего NASA закрыла проект. Это решение было мотивировано тем, что поддержание работы летающего телескопа обходится слишком дорого по сравнению с его научной отдачей. Другой причиной стал ввод в эксплуатацию космической обсерватории James Webb, способной взять на себя все функции SOFIA.

По материалам https://www.space.com