Крупный астероид 2024 EA пролетел мимо Земли: есть ли для нас угроза?

В последнее время появилось много статей о «свежеоткрытом» астероиде 2024 EA, который 4 марта должен был пролететь «угрожающе близко» от Земли. Действительно ли это так и чем на самом деле примечательно это открытие?

Когда астрономы открывают какое-то новое небесное тело, ему поначалу присваивают временное обозначение, где «закодированы» некоторые обстоятельства открытия. В случае астероидов это год, а далее следует одна из 24 букв латинского алфавита (буквы I и O не используются из-за их сходства с единицей и нулем), обозначающей порядковый номер интервала в половину месяца. То есть из индекса 2024 EA мы можем понять, что впервые этот объект увидели в начале марта — «свежее» представить сложно!

В наше время таким открытием уже никого не удивишь: мониторингом ближнего космоса с целью выявить приближающиеся к Земле «небесные камни» сейчас занимается много автоматизированных телескопов. Это часть программы защиты нашей планеты от астероидной угрозы, развернутой еще в конце XX века. В ее рамках мы уже обнаружили в окрестностях земной орбиты 99% тел размером более 300 м, потенциально способных угрожать нам столкновением. Теперь очередь за меньшими «камушками». Чаще всего астрономы обнаруживают за несколько дней до максимального сближения метеороиды размером в десятки метров, которые в случае падения не будут угрожать человеческой цивилизации в целом, но могут, например, разрушить небольшой город.

Стометровых объектов среди них почти не бывает — практически все они были открыты в течение прошлых лет. Но размер 2024 EA, по предварительным оценкам, может достигать 230 м. Это тело стало своеобразным исключением, напомнившим о тои, что «стражам планеты» еще есть над чем работать.

Орбита астероида 2024 EA (белый цвет), Земли (голубой) и других внутренних планет Солнечной системы. Источник: ssd.jpl.nasa.gov/horizons

Нынешнее сближение с астероидом — на самом деле не слишком тесное: 4 марта в 17:30 по киевскому времени он подошел к нам на расстояние 0,0354 а.е. (5,3 млн км), что почти в 14 раз дальше, чем Луна. Пролет произошел с относительной скоростью 12,62 км/с. Максимального блеска 2024 EA достигнет тремя днями позже, но и тогда он будет слабее 17-й звездной величины, а значит, для его наблюдений потребуются мощные телескопы.

Перигелий 2024 EA находится на расстоянии 0,914 а.е. от Солнца, то есть он лежит слегка внутри орбиты Земли. Такие объекты астрономы относят к семейству Аполлона, названному по его первому представителю (1862 Apollo), открытому еще в 1932 году. С точки зрения потенциального столкновения с нашей планетой они считаются одними из наиболее опасных.

Ранее мы писали о первых результатах исследований образцов астероида Бенну.