«Космическая корова» породила загадочный объект во Вселенной

Космическая вспышка под названием Корова (Cow), вероятно, оставила после себя черную дыру или нейтронную звезду. Впервые о вспышке заговорили после ее обнаружения в 2018 году. Тогда астрономическое общество активно обсуждало ее происхождение. Спустя три года астрофизик Пашам Дирадж из Массачусетского технологического института и его коллеги заметили первое прямое свидетельство того, что оставила после себя Корова.

«Возможно, мы наблюдаем рождение черной дыры или нейтронной звезды», — говорит Пашам.

AT2018cow
Таинственный взрыв AT2018cow в представлении художника. Изображение: MIIT

Официальное случайное обозначение вспышки — AT2018cow, но астрономы ласково окрестили ее Коровой. Свет возник на расстоянии около 200 млн световых лет от нас и был в 10 раз ярче, чем обычная сверхновая — взрыв, знаменующий смерть массивной звезды. Но более мощная сила «космической Коровы» породила нечто более грандиозное.

Астрономы сперва решили, что вспышка могла произойти из-за того, что необычная звезда была поглощена черной дырой, или из-за гиперновой, оставившей после себя черную дыру или нейтронную звезду. Поэтому Пашам и его коллеги проверили Корову на предмет мерцающих рентгеновских лучей, которые обычно излучаются рядом с компактным объектом, вроде горячего материала вокруг черной дыры или поверхности нейтронной звезды.

AT2018cow
Вспышка AT2018cow в 2018 году. Фото: Wikipedia

Мерцание в этих рентгеновских лучах может указать на размер источника. Рентгеновские лучи Коровы мерцают примерно каждые 4 миллисекунды. Это означает, что объект, который их производит, должен быть не более 1000 км в диаметре. Лишь нейтронная звезда или компактная черная дыра подходят под эти требования, сообщает Пашам в своей публикации в Nature Astronomy.

«Вероятно, мы стали непосредственными свидетелями рождения черной дыры во Вселенной. Это потрясающий резлультат!» — резюмирует Пашам Дирадж.

Напомним, что ранее радиотелескопы нашли «ДНК» в джете черной дыры.