Комета ZTF в перигелии: стоит ли ждать сюрпризов

Ежегодно в начале января Земля проходит перигелий — ближайшую к Солнцу точку своей орбиты. Обычному человеку заметить это событие практически невозможно, и мы чаще узнаем о нем из расчетов астрономов. В этом нет ничего удивительного: земная орбита достаточно близка к круговой, чтобы условия в перигелии и афелии сильно отличались. Совершенно иная ситуация c кометами.

Эксцентриситеты орбит «хвостатых звезд», за несколькими исключениями, превышают 0,5, а чаще всего близки к единице. Поэтому основную часть времени они проводят вдали от Солнца, в глубинах холодного космоса. При приближении к светилу кометные ядра начинают нагреваться и в них разворачиваются процессы, ответственные за активность и, как следствие, внешний вид комет. И эти процессы очень зависят от того, сколько раз конкретный объект уже успел побывать в теплых центральных областях Солнечной системы.

Комета C/2022 E3 (ZTF), сфотографированная известным австрийским астрофотографом Михаэлем Йегером 18 декабря 2022 года

Короткопериодические кометы, проходившие перигелий более двух раз, обычно «стабилизируются» и в дальнейшем не преподносят астрономам больших сюрпризов. Их блеск при приближении к Солнцу изменяется достаточно предсказуемо, чаще всего — обратно пропорционально четвертой степени гелиоцентрического расстояния. С каждым возвращением ядра таких комет «истощаются», теряя летучие вещества, поэтому их абсолютный блеск (пересчитанный на расстояние от Земли и Солнца в одну астрономическую единицу) постепенно падает. Исключений здесь немного, и почти все они представляют собой нестабильные ядра, склонные к распаду, который сопровождается неожиданными выбросами газа и пыли, а следовательно, вспышками блеска. Впрочем, такие непредсказуемые кометы быстро распадаются полностью и перестают существовать. Если их орбиты проходили недалеко от земной, то от них нам могут остаться «на память» метеорные потоки.

Их противоположность — ядра, впервые покинувшие далекое кометное облако Оорта и подлетевшие к нашему светилу. Они имеют «полный запас» летучих веществ и практически «нетронутую» поверхность, почти не покрытую пылью. Очевидно, вблизи Солнца их блеск будет возрастать быстрее, поэтому именно они чаще всего становятся заметными украшениями ночного неба. Такой была, например, известная комета C/2020 F3 (NEOWISE). Именно после перигелия она начала резко наращивать яркость, привлекая внимание любителей астрономии и широкой публики. Но достаточно крупные объекты, способные стать яркими и развернуть длинный хвост, подлетают к нашему светилу не так уж часто.

Положения планет земной группы и кометы ZTF по состоянию на 12 января 2023 года. От Земли комету в это время будет отделять
0,707 а.е. (106 млн км)

Комета C/2022 E3 (ZTF) представляет собой промежуточный случай. Согласно расчетам, примерно 50 тыс. лет назад она уже приближалась к Солнцу, подвергнувшись влиянию его излучения и интенсивного солнечного ветра (потоков заряженных частиц, выбрасываемых светилом). Следовательно, на ее поверхности уже могли произойти определенные изменения, но, скорее всего, «в глубину» они не продвинулись. Такая модель подтверждается кривой блеска этого небесного тела: с момента открытия до начала апреля прошлого года он демонстрировал весьма быстрый рост, позже сильно замедлившийся, и на данный момент яркость C/2022 E3 (ZTF) в зависимости от гелиоцентрического расстояния изменяется приблизительно по тому же закону, как у короткопериодических комет. В этой модели абсолютная звездная величина кометного ядра равна 7ᵐ, что соответствует размеру в среднем немного меньше 2 км. У вышеупомянутой кометы NEOWISE этот параметр был почти втрое больше.

Путь кометы ZTF среди звезд в конце декабря 2022 — январе 2023 года. Ее блеск будет постепенно расти и может превысить 5-ю звездную величину. Источник: Jim Hendrickson

Перигелий комета ZTF пройдет 12 января в 9-м часу вечера по киевскому времени. В этот момент она приблизится к Солнцу на 1,112 а.е. (166,5 млн км) — это на 16,8 млн км больше среднего радиуса земной орбиты. Такое расстояние можно условно считать безопасным: интенсивность солнечного излучения в данной области пространства не столь высока, чтобы вызвать в кометном ядре какие-то бурные процессы. Но и полностью исключать такую возможность нельзя. Поэтому наблюдения «хвостатой звезды» сейчас имеют особую ценность, тем более что для этого в ближайшее время будет достаточно небольших телескопов и даже биноклей. Влияние гравитации больших планет изменило ее траекторию таким образом, что из очень вытянутого эллипса она превратилась в незамкнутую гиперболу, так что после нынешнего пролета через центральные области Солнечной системы комета ZTF покинет ее навсегда. Впрочем, астрономы Северного полушария будут иметь время до начала апреля, чтобы с ней «попрощаться».