Капсулу с грунтом Луны вскроют спустя 50 лет ожидания

Европейское космическое агентство (ESA) объявило, что в ближайшие дни ученые откроют рождественский научный подарок 50-летней давности. «Подарком» является контейнер с лунным грунтом под номером 73001, который был герметически запечатан на Луне в ходе экспедиции Apollo 17» 1972 года, сообщает официальный сайт ЕSA.

73001
Капсула 73001 с ценными образцами из Луны. Фото: ANGSA science team

Миссия Apollo 17 была последним на сегодняшний день полетом с высадкой на Луну. Открытие капсулы позволит извлечь драгоценную породу и собрать лунные летучие вещества, которые хранились в образце последние полвека. Вскрытие пройдет в рамках более крупного проекта Apollo Next-Generation Sample Analysis (ANGSA). А ESA впервые примет в нем участие.

73001
Капсула с ценными образцами из Луны. Фото: ANGSA science team

«Анализ этих образцов, благодаря техническим достижениям со времен Apollo, позволит сделать новые научные открытия о Луне. Это событие также может вдохновить и информировать следующее поколение исследователей», заявила в пресс-релизе Франческа Макдональд, научный руководитель ESA.

Как заполняли капсулу?

Образцы грунта в капсулу собрал астронавт Джин Сернан из «оползневого месторождения», которое каскадом спускалось в долину Телец-Литтроу. Сбор был произведен вбиванием в реголит цилиндрической трубы диаметром 70 мм, чтобы мгновенно заполнить ее образцом лунного грунта.

Apollo-17
Астронавт Apollo 17 Юджин Сернан готовится собрать образцы 73001 и 73002 на Луне. 1972 год. Фото: NASA

Вскрытие капсулы позволит больше узнать о поверхности Луны, а также поможет понять, как лучше всего содержать и возвращать образцы с нашего спутника в предстоящей программе NASA Artemis и инициативе ЕКА по исследованию Луны, известной как Prospect.

Напомним, что ранее мы рассказывали о 12 интересных фактах о Луне.