Каменистые ледники на Земле и Марсе

Ученые разработали новый метод исследования ледников, скрытых под камнями. Их изучение на Земле позволит понять, можно ли использовать подобные объекты на Марсе как источник воды для будущих поселений на этой планете.

Ученые изучают каменистые ледники
Под этими камнями спрятался лед. Источник: Рhys.org

Каменистые ледники на Земле

Обычно ледник выглядит как сплошная огромная масса льда. Однако значительный их процент действительно представляет смесь с каменными глыбами, которые образуют своеобразный композит. При этом большая часть обломков горных пород находится ближе к поверхности и иногда образует сплошной слой.

Этот слой надежно прикрывает массу льда как от солнечных лучей, так и от человеческих глаз. И что собой представляют эти образования, мы до сих пор точно не знаем. Именно этот вопрос решили исследовать планетологи из Аризонского университета.

Объектом их исследования стали каменистые ледники в Колорадо, Вайоминге и Аляске. Как правило, они значительно меньше как по толщине, так и по протяженности, чем те, которые полностью состоят изо льда. Тем не менее многие горные реки берут свое начало именно от этих геологических объектов.

Ученые использовали радиолокационное оборудование, которое переносили на спине. Две пары антенн, разнесенные в пространстве двумя людьми, позволили использовать паралактическое смещение и создать объемную картинку подобно тому, как пара человеческих глаз позволяет определять расстояние до объекта.

Исследование Марса на Земле

Исследователи смогли не только установить, как каменные обломки распределены внутри ледника, но и оценить влияние на него изменения климата. Все это позволит в будущем лучше понимать, к каким неожиданным последствиям антропогенной деятельности нужно готовиться.

Однако ученых, проводивших это исследование, больше интересовало космическое применение его результатов. Дело в том, что каменистые ледники существуют не только на Земле, но и на Марсе. Там их удалось идентифицировать по характерным особенностям благодаря снимкам с орбиты.

Известно о них до сих пор очень немного. Обычно эти ледники встречаются в умеренных широтах Красной планеты между 30 и 60 градусами широты в обоих полушариях. Ученые надеются, что воды в них окажется достаточно, чтобы обеспечить ею будущее поселение на Марсе.