Как Солнце создало самый голубой астероид

Астероид Фаэтон имеет насыщенный голубой цвет. Астрономы решили, что это результат его регулярных приближений к Солнцу. Из-за нагрева с него слетает красная железная кора, а углерод сгается до сажи.

Самый голубой астероид Солнечной системы
Самый голубой астероид Фаэтон. Источник: University of Arizona/Heather Roper

Самый голубой астероид Солнечной системы

Ученые разгадали загадку цвета астероида Фаэтон. Когда в начале 1980-х его открыли, оказалось, что он имеет глубокую голубую окраску из всех известных малых тел Солнечной системы. А еще у него есть хвост.

Причиной этого, как упоминается в статье журнала Icarus, является орбита астероида. В афелии, самой отдаленной точке своей орбиты, он удаляется за орбиту Марса. А вот в перигелии Фаэтон подходит к Солнцу ближе, чем любое другое тело, на расстояние всего 13 млн км.

Это примерно в три раза ближе к Солнцу, чем орбита Меркурия. Неудивительно, что Фаэтон сильно нагревается. По оценкам ученых, его температура в этот момент превышает 800°C.

Процессы на поверхности Фаэтона

Большинство астероидов имеет грязно-красный цвет. За это отвечают органические вещества и железосодержащие соединения, покрывающие их поверхность. Но при том нагреве, который испытывает Фаэтон, эти вещества начинают испаряться. Часть углерода сжигается до состояния сажи. Самый голубой астероид после каждого такого сближения немного обновляется.

Фаэтон
Орбита Фаэтона. Источник: Аstronomynow.com

Около Солнца Фаэтон проводит небольшую часть своего оборота. Эксцентрическая орбита предусматривает максимальную скорость в перигелии и минимальную — в афелии. И за это время красная металлическая кора на поверхности астероида частично восстанавливается. Подробно этот процесс сможет изучить миссия DESTINY+.

Но Фаэтон оборачивается таким образом уже не один миллион лет. Поэтому многочисленные проходы перигелия очистили его поверхность и придали ей голубой цвет. То же самое наблюдается и для других астероидов. Однако они подходят к Солнцу не столь близко, поэтому их окрас не так насыщен.