Как редкие кристаллы образовались на Марсе

Ученые поняли, как в кратере Гейла на Марсе образовались редкие кристаллы тридимита. Этот минерал был выброшен во время извержения лавы из резервуара, находившегося под озером, некогда располагавшимся в этой местности.

Редкие кристаллы тридимита
Тридимит

Редкие кристаллы тридимита

Среди образцов, которые марсоход Curiosity собрал вблизи горы Шарпа в кратере Гейла, есть кристаллы, которые достаточно редко встречаются на Земле. Это тридимит — форма кварца, иногда образующаяся при высокой температуре.

На Земле тридимит обычно встречается в местностях, образованных длительной вулканической активностью, когда одни минералы превращаются в другие. Однако кратер Гейла к таковым не относится. Поэтому оставалось непонятным, откуда в нем взялся тридимит.

Чтобы решить эту загадку, ученые исследовали как образцы, собранные ровером, так и участки на земле, где встречается тридимит. Благодаря этому они четко определили условия, при которых он образуется. Чтобы получить этот кристалл, нужно нагреть кварц до 870°C. Но уже при 1470°C он превращается в кристобалит.

Вулканическая история кратера Гейла

Ученые установили, что кристобалит вместе с тридимитом присутствуют в кратере Гейла, также они нашли полевой шпат и опал. Все эти минералы свидетельствуют о наличии вулканических процессов. В итоге исследователи смогли составить картину того, как все происходило.

От 3 до 3,7 млрд лет назад под кратером Гейла находился резервуар с магмой. Сам он в это время представлял собой озеро. Вулканическая деятельность под ним продолжалась довольно долго. В этих условиях под поверхностью происходил процесс, известный как фракционная кристаллизация. Она привела к тому, что в разных точках лавового кармана кремний превратился в разные кристаллы.

Далее последовал мощный взрыв, который выбросил в воды озера большое количество вулканического пепла с кремнийсодержащими материалами, в том числе и тридимитом. А дальше началась работа волн озера и ветра, в результате которой эти редкие кристаллы сконцентрировались в одном слое, где их и нашли.

Редкие кристаллы тридимита и их история много говорят о вулканическом прошлом Марса. До сих пор считалось, что эти процессы были достаточно простыми, но исследования в кратере Гейла свидетельствуют, что извержения могли проходить в несколько стадий.

По материалам www.sciencealert.com