Загадочный маркерный слой пород ждет исследования марсоходом Curiosity

На горе Шарп у кратера Гейла на Марсе есть слой пород, отличающийся от остальных цветом и плотностью. Все известные ученым сценарии его образования предполагают присутствие воды. Проверить, какой из них верен, возможно, когда туда доберется Curiosity.

Гора Шарп в Марсе.
Гора Шарп на Марсе. Источник: NASA/JPL-Caltech/MSSS

Загадочный маркерный слой

Гора Шарпа — это возвышенность на Марсе, которая поднимается над окружающей поверхностью на 5,5 км. Поскольку она является центральным пиком кратера Гейла, в котором работает марсоход Curiosity, о нем известно достаточно много. Однако есть у этой геологической формации одна загадка, которая очень интересует ученых, и они надеются вскоре найти на нее ответ.

На снимках орбитальных аппаратов, да и самого Curiosity, на склоне горы хорошо виден слой более темного материала, чем породы над и под ним. Также он отличается текстурой и выглядит крепче остальных камней.

Такие слои геологи называют маркерными горизонтами. Обычно их присутствие связано с определенными глобальными событиями, которые можно датировать. Благодаря этому на Земле от них отсчитывается время образования других пород.

На горе Шарпа этот маркерный слой варьируется по высоте на 1,6 км и имеет уклон 1—5 градусов. По своему химическому составу он аналогичен другим сульфатным породам в кратере Гейла, но отличается от них своими физическими характеристиками.

Маркерный слой в кратере Гейла
Маркерный слой в кратере Гейла. Источник: NASA/MSSS/University of Arizona

Что изменило породы в кратере Гейла?

Очевидно, что причиной появления маркерного горизонта стало какое-то событие, изменившее характер породообразования в кратере Гейла. Что это было за событие, ученые не уверены, но у них есть три возможных сценария. Первый из них подразумевает наличие в момент образования слоя воды, в которой были растворены определенные химические вещества. Они попали внутрь слоя и привели к его цементации.

Второй вариант предполагает, что горизонт, наоборот, является песчаником, который образовался в условиях, когда кратер Гейла был более сухим, чем когда в нем образовались сульфаты. Третий заключается в том, что цементацию вызвал осевший на поверхности кратера вулканический пепел.

Все три сценария предполагают изменение влажности в кратере в течение длительного времени. А это не очень хорошо согласуется с картиной прошлого Марса, который уже миллиарды лет находится в сухом состоянии. Правда, ученые предполагают, что за образование маркерного горизонта ответственен механизм, которого они до сих пор не встречали на Земле.

В любом случае разъяснить ситуацию сможет только марсоход Curiosity. Он уже находится в 700 м от маркерного слоя, и на нем есть все необходимые инструменты. Ученые наконец-то смогут узнать, что же произошло в кратере Гейла в прошлом.