Как балдж галактик влияет на их ориентацию в пространстве

Размер центрального утолщения спиральных галактик, которое называется балджем, влияет на то, как они ориентированы в пространстве. Он меняется в процессе того, как звездные системы сливаются в ходе своей эволюции.

Балдж галактики
Балдж галактики. Источник: Википедия

Ориентация галактик в пространстве

В масштабах Вселенной галактики собраны в сверхскопления, простирающиеся на миллиарды световых лет. Примером может служить Ланиакея, в состав которой входит и Млечный Путь. По своей форме эти скопления напоминают нити. Австралийские ученые решили проверить, как звездные системы ориентированы по направлению этих структур.

Исследователи использовали спектроскоп SAMI, установленный на Англо-Австралийском телескопе диаметром 3,9 метра. Наблюдения велись с 2012 по 2020 год. За это время ученые изучили 3068 галактик и обнаружили интересную закономерность.

Те звездные системы, которые имели большие балджи, то есть утолщения в своей центральной части, преимущественно вращаются перпендикулярно «космическим нитям» скоплений. А те, которые ближе к плоскому диску, демонстрируют тенденцию ориентироваться параллельно им.

Это влияет на то, как галактики вращаются, насколько интенсивны у них процессы звездообразования и в каких регионах они преимущественно идут.

Как балдж галактики связан с ее ориентацией

Ученые смоделировали движение вещества внутри «нити» сверхскопления и пришли к выводу, что такая ситуация вполне закономерна. Газ, питающий образование звездных систем, движется именно вдоль этого образования. И вместе с ним двигаются и сами галактики после рождения. В настоящее время приток газа в основном питает внешние части диска.

Правда, делают галактики это с разной скоростью и иногда в разных направлениях, поэтому рано или поздно этот процесс заканчивается их столкновением и слиянием. Новообразованная звездная система теряет стабильность и начинает шататься. При этом значительно увеличивается ее балдж.

Галактика разворачивается перпендикулярно «нити» и большая часть газа начинает падать именно на балдж, что, в конце концов, стабилизирует ее в этом положении. Таким образом, ученые установили, что процессы роста и слияния звездных систем тесно связаны с их структурой и положением в сверхскоплениях.