James Webb заметил взрыв сверхновой в дальней спиральной галактике

Используя данные, полученные за первый год межзвездных наблюдений космического телескопа James Webb, международная группа исследователей случайно заметила взрыв сверхновой звезды в спиральной галактике.

Иллюстрация взрыва сверхновой
Иллюстрация взрыва сверхновой. Изображение: Unsplash

Исследование, недавно опубликованное в The Astrophysical Journal Letters, представляет новые инфракрасные измерения одной из самых ярких галактик в нашем космическом соседстве — NGC 1566, также известной как «Испанский танцор». Расположена она примерно в 64 млн км от Земли. Чрезвычайно активный центр галактики особенно популярен среди ученых, стремящихся узнать больше о том, как эволюционируют звездообразующие туманности. В результате взрыва в галактике NGC 1566 астрономы смогли исследовать сверхновую типа 1a — взрыв углеродно-кислородной белой карликовой звезды.

«Взрывы белых карликов важны для области космологии, поскольку ученые часто используют их в качестве индикаторов расстояния. Взрывы сверхновых типа 1a также производят огромную часть элементов группы металлов во Вселенной, таких как железо, кобальт и никель», — объяснил Майкл Такер, сотрудник Центра космологии и астрофизики элементарных частиц Университета штата Огайо.

Изображение взрыва сверхновой SN 2021aefx в галактике NGC 1566 сделано с помощью инфракрасного инструмента MIRI на борту James Webb. Авторство: The Astrophysical Journal Letters

Используя данные с камер ближнего и среднего инфракрасного диапазона JWST, исследователи обнаружили, что послесвечение сверхновой было видно более чем через 200 дней после взрыва.

Решение загадки сверхновых

В течение многих лет было непонятно, просачиваются ли быстро движущиеся частицы в окружающую среду, когда кобальт-56 распадается на железо-56, или их сдерживает магнитное поле, которое создают сверхновые. Однако исследовав охлаждающие свойства сверхновой, ученые заметили, что в большинстве случаев выброс не выходит за пределы взрыва. Это еще раз подтверждает многие предположения, сделанные в прошлом, о том, как работают эти сложные сущности.

Будущие наблюдения James Webb будут продолжать помогать ученым развивать свои теории об образовании и эволюции звезд. Дальнейший доступ к другим типам фильтров изображений также может помочь проверить их, создавая больше возможностей для понимания чудес далеко за пределами нашей Галактики.

Ранее мы сообщали о том, как Google потерял 100 млрд долларов из-за вопроса о James Webb.