James Webb заметил «индикаторы жизни» у первой планеты

На этой неделе весь мир впервые увидел первые цветные фотографии, снятые мощным телескопом James Webb. Среди объектов, которые исследовал JWST, были туманности, галактики и глубокий участок Вселенной. Среди исследуемых объектов была экзопланета, но без красивого фото, лишь ее спектр. Эти данные не менее важны для науки. NASA сообщила, что космический телескоп обнаружил четкий след воды на туманной экзопланете WASP-96 b в 1150 световых годах от нас.

горячий Юпитер
Экзопланета вида «горячий юпитер» в представлении художника. Авторство: NASA/JPL-Caltech/R. Hurt

Чтобы выявить «индикаторы жизни» на далеких планетах — молекулы воды, метана и углекислого газа — астрономы направляют телескоп на известные экзопланеты в нашей Галактике и всматриваются в их спектры. Спектр света, зафиксированный James Webb, показал, что WASP-96 b блокирует световые волны от молекул воды. Это означает, что в облаках дальней экзопланеты присутствует водяной пар. Зафиксировал эти подробные данные прибор NIRISS за шесть часов наблюдений.

Беспрецедентное качество наблюдений

Молекулы воды на WASP-96 находят не впервые. Но возможности James Webb позволяют видеть эти далекие миры в беспрецедентном качестве.

«Воду на этой экзопланете впервые обнаружил Hubble в 2013 году. Но более подробное наблюдение JWST знаменует собой гигантский скачок вперед в поисках характеристики потенциально пригодных для жизни планет за пределами Солнечной системы», — сообщила NASA.

Состав атмосферы WASP-96 b
Состав атмосферы WASP-96 b, свидетельствующий о наличии воды. Авторство: NASA/ESA/CSA/STScI

В первый год работы James Webb потратит 25% своего времени на наблюдение за экзопланетами. WASP-96 b стала первой в этом списке. Эта планета совсем не похожа на Землю, потому что относится к классу «горячие юпитеры». Атмосфера экзопланеты раскалена сильнее духовки для приготовления пиццы — 537°C.

Планетологи в восторге от полученных данных, ведь благодаря James Webb они могут совершить в будущем больше невероятных открытий в других далеких мирах. Ученые планируют направить мощный телескоп на похожие на Землю миры. Только в нашей Галактике может быть больше триллиона экзопланет. Но мы знаем о них очень мало.

Напомним, что пригодность к жизни некоторых планет может определяться конфигурацией суши.