James Webb узнал прошлое гигантской экзопланеты

Космический телескоп James Webb провел подробное исследование атмосферы экзопланеты WASP-39b. Он узнал, что на этом горячем юпитере есть облака из диоксида серы и дал понять, каким было его прошлое.

WASP-39b в воображении художника
Горячий юпитер, атмосферу которого исследовал James Webb

James Webb исследовал атмосферу горячего юпитера

Космический телескоп James Webb завершил первое полное сканирование атмосферы экзопланеты с применением всех приборов, находящихся у него на борту. Его целью стал горячий юпитер WASP-39b. Этот газовый гигант находится в 700 световых годах от нас.

Еще до начала наблюдений James Webb эта планета уже была неплохо исследована. Ученые знали, что она представляет собой газовый гигант примерно в три раза меньше Юпитера и находится на расстоянии всего в 7 млн ​​км от своей звезды. Все это делало ее удобным объектом для исследования.

Еще в августе 2022 года James Webb обнаружил, что в атмосфере WASP-39b присутствует углекислый газ. В настоящее время ученые опубликовали подробное исследование газовой оболочки этой экзопланеты.

Исследование проводилось с помощью трех инструментов, находящихся на борту космической обсерватории. Это была его главная камера NIRCam и два спектроскопа: NIRISS и NIRSpec.

Что удалось узнать о WASP-39b

Благодаря работе James Webb WASP-39b теперь является планетой с наиболее изученным химическим составом атмосферы. И ученые даже кое-что знают о том, как она выглядит. Например, они узнали, что на планете происходит процесс превращения молекул под действием излучения звезды, подобный образованию озона на Земле. Только на WASP-39b образуется таким образом диоксид серы.

Ученые пришли к выводу, что атмосфера планеты покрыта плотным слоем облаков, состоящим из диоксида серы (которой там вообще много) и силикатов. Однако не только их обнаружили в атмосфере горячего юпитера. Также здесь присутствует углерод, кислород, калий и водород. Анализируя соотношение этих элементов, астрономы пришли к выводу, что когда-то давно WASP-39b образовалась в результате столкновения нескольких планетезималей.

Также исследователи проанализировали соотношение кислорода к углероду в облаках WASP-39b и пришли к выводу, что столь большое его содержание можно объяснить только тем, что планета образовалась дальше от звезды, чем она находится сейчас.

Кроме того, ученые протестировали на этом газовом гиганте методики, которые могли бы потенциально указать на наличие на планете жизни. Из-за высокой температуры WASP-39b такая возможность исключена. Но на более холодных планетах, сравнивая фактические данные с прогнозируемыми, можно ее обнаружить.