James Webb подтвердил существование жидкого океана на близкой экзопланете

Космический телескоп James Webb (JWST) обнаружил захватывающие доказательства того, что в атмосфере экзопланеты K2-18 b, известной также как «Мир океана», могут существовать важные углеродные молекулы, указывающие на наличие жидкого океана и другие химические связи, которые делают этот мир потенциально пригодным для жизни.

K2–18 b
Иллюстрация экзопланеты K2-18 b, которая находится в зоне обитания своей звезды. Теперь известно, что в ее атмосфере содержатся молекулы углерода. Авторство изображения: NASA, ESA, CSA

K2-18 b — экзопланета, расположенная примерно в 120 световых годах от Солнечной системы. Эта планета уже давно привлекает внимание астрономов из-за своих уникальных характеристик. Она имеет радиус в два-три раза больше земного и находится в пригодной для жизни зоне вокруг своей холодной звезды. Такая зона теоретически предоставляет планете важный ингредиент для жизни — жидкую воду.

Новые исследования, проведенные командой астрономов, обнаружили в атмосфере K2-18 b следы углекислого газа и метана. Это свидетельствует о наличии сложных химических соединений, которые могут указывать на существование океана на этой планете. Особенно важно, что не было обнаружено аммиака, что укрепляет гипотезу о водяном океане.

Ведущий ученый Кембриджского университета Никку Мадхусудхан отмечает, что эти результаты подчеркивают важность исследования различных типов планет в поисках жизни в космосе. До сих пор астрономы акцентировали на меньших скалистых планетах, но водородные миры, подобные K2-18 b, становятся все более интересными для изучения.

K2-18 b является представителем класса планет, известных как субнептуны, имеющих массу значительно больше земной, но меньше, чем газовые гиганты типа Нептуна. Эти планеты являются загадкой для астрономов, поскольку существенно отличаются от планет Солнечной системы.

Несмотря на захватывающие открытия, важно сохранять осторожность в выводах относительно инопланетной жизни. Даже если в атмосфере K2-18 b есть углеродные молекулы и следы воды, это не гарантирует существование жизни или ее пригодность на этой планете.

Спектр K2-18 b
Спектр K2-18 b, полученный с помощью Webb’s NIRISS и NIRSpec, демонстрирует большое количество метана и углекислого газа в атмосфере экзопланеты, а также возможное обнаружение молекулы под названием диметилсульфид (DMS). Обнаружение метана и углекислого газа, а также недостаток аммиака согласуются с наличием океана под насыщенной водородом атмосферой в K2-18 b. Эта экзопланета, в 8,6 раз массивнее нашей, вращается вокруг холодной карликовой звезды K2-18 в зоне жизни и находится на расстоянии 120 световых лет от Земли. Авторство изображения: NASA, CSA, ESA

Исследование важно и потому, что впервые JWST предоставил возможность получить детальные данные об атмосфере экзопланеты во время ее пересечения передней части своей звезды. Такие данные важны для изучения химического состава атмосферы и условий на планете.

Астрономы намерены продолжить наблюдения K2-18 b с помощью JWST и собирать больше данных, чтобы подтвердить свои выводы и подробнее изучить этот загадочный «Мир океана». Это может открыть новые горизонты в нашем понимании потенциально жизнеспособных планет в других частях Вселенной.

Ранее мы сообщали о том, насколько реальны планеты из «Звездных войн».

По материалам NASA.