Случайное  открытие указало на существование неизвестной популяции коричневых карликов

Американские астрофизики объявили об открытии коричневого карлика, получившего обозначение WISEA J153429.75-104303.3 и неофициальное название Accident, что можно перевести как «Случай». Он расположен на расстоянии 50 световых лет от Солнца и обладает весьма необычными характеристиками, что, по мнению исследователей, говорит о существовании целой популяции подобных тел, ранее ускользавших от внимания ученых.

Коричневый карлик в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

WISEA J153429 действительно был открыт по воле случая астрономом-любителем Дэном Каселденом (Dan Caselden). Он использовал онлайн-программу для поиска коричневых карликов в массиве данных, собранных миссией NEOWISE. Во время изучения одного перспективного кандидата любитель обратил внимание на значительно более тусклый объект, движущийся с большой скоростью. Несмотря на то, что программа не определила его как коричневый карлик, Каселден заинтересовался находкой и сообщил о ней.

Коричневый карлик WISEA J153429.75-104303.3. Источник: NASA/JPL-Caltech/Dan Caselden

В ходе последующего анализа астрономы установили, что WISEA J153429 действительно является коричневым карликом, который обладает весьма необычными свойствами. Дело в том, что с возрастом такие объекты остывают и их яркость на разных длинах волн меняется. Это похоже на то, как твердые тела при нагревании меняют свой цвет. Однако WISEA J153429 запутал ученых. В некоторых ключевых участках спектра он оказался очень тусклым (что означало низкую температуру и большой возраст), но при этом был ярким в ​​других диапазонах (что указывало на более высокую температуру).

В дальнейшем исследователи все же сумели определить возраст коричневого карлика. Он составляет от 10 до 13 млрд лет, что позволяет объяснить аномальный спектр находки. Дело в том, что во времена его формирования Вселенная была еще бедна элементами тяжелее водорода и гелия. Поэтому, в отличие от большинства других подобных тел, WISEA J153429 содержит совсем немного метана. Этот газ поглощает излучение на определенных длинах волн, но в данном случае такого поглощения не происходит, поэтому в некоторых частях электромагнитного диапазона объект выглядит ярче, чем богатые метаном более молодые коричневые карлики.

Разница между планетами, коричневыми карликами и звездами. Источник: NASA/JPL-Caltech

По словам ученых, открытие указывает на существование целой популяции объектов, которые ускользали от нашего внимания из-за того, что их характеристики сильно отличаются от типичных коричневых карликов. Также стоит отметить, что WISEA J153429 имеет большую скорость движения, составляющую свыше 220 км/c. Вероятнее всего, в прошлом он пережил какое-то событие (например, сближение с другим массивным телом), ускорившее его.