James Webb впервые исследовал атмосферу субнептуна

Ученые, работающие с космическим телескопом James Webb, впервые исследовали атмосферу экзопланеты GJ 1214b. Она представляет собой субнептун, который вращается очень близко к своему светилу. В ее атмосфере ученые обнаружили следы метана и водяного пара.

Субнептун GJ 1214b
Субнептун GJ 1214b. Источник: Википедия

James Webb исследовал субнептун

Ученые, работающие с космическим телескопом James Webb, впервые смогли как следует рассмотреть атмосферу экзопланеты GJ 1214b. Она находится на расстоянии всего 40 св. лет от нас, но до сих пор понять, на что она похожа, мешал покрывающий ее толстый слой тумана.

GJ 1214b принадлежит к субнептунам — мирам, которые меньше газовых гигантов, но больше Земли. Многие экзопланеты, которые классифицируются как суперземли, также можно назвать субнептунами. Именно их больше всего открыто во Вселенной, однако до сих пор изучить химический состав их атмосфер не удавалось.

Но James Webb, работающий на более длинных волнах инфракрасного спектра, чем все телескопы, которые использовались для этого раньше, идеально подходит для преодоления препятствий. К тому же он оснащен одним из самых совершенных спектрографов, созданных людьми, так что может многое узнать о химическом составе.

Атмосфера GJ 1214b

Планета GJ 1214b находится очень близко к ее звезде. Поэтому температура на ней не благоприятна для существования жизни. Однако в составе ее атмосферы немало водяных паров. Да и вообще оказалось, что она преимущественно состоит из атомов, тяжелее водорода.

По крайней мере, так результаты спектроскопических исследований комментируют сами ученые. Правда, они указывают, что из всех веществ могут уверенно идентифицировать только метан. Что касается водяного пара, то его спектр поглощения очень похож на предыдущее вещество.

Исследователи даже наблюдали GJ 1214b в течение 40 часов, пока она совершала оборот вокруг звезды, для того, чтобы понять, как спектр поглощения меняется вместе со временем суток. Они уверены, что водяной пар там есть.

Вопрос о водяном паре, который содержит этот субнептун, очень важен для ученых. Ведь они подозревают, что GJ 1214b может быть полностью покрыта океанами. Более того, такая ситуация может оказаться обычной для всех субнептунов.

В своем исследовании ученые совершили еще одно удивительное открытие: GJ 1214b невероятно отражает свет. А это значит, что она может оказаться не столь горячей, как казалось. Что собой представляют облака, которые так активно отражают лучи, ученые пока сказать не могут.