Татуин, Эндор и Хот. Насколько реальны планеты из «Звездных войн»?

Что такое «Звездные войны»?  На этот вопрос каждый фанат созданной Джорджем Лукасом саги имеет свой ответ. Для одних это в первую очередь грандиозные баталии и дуэли на световых мечах. Для других — полюбившиеся герои и история о вечном противостоянии добра и зла. А для кого-то «Звездные войны» — это удивительные планеты, названия многих из которых давно стали нарицательными.

Но насколько реальны планеты из далекой-далекой галактики и можно ли найти их аналоги в нашем Млечном Пути? По случаю дня «Звездных войн» редакция The Universe Space Tech решила разобраться в этом вопросе.

Татуин

Татуин — несомненно, наиболее известная планета вселенной «Звездных войн». Она фигурировала в большей части фильмов и сериалов саги.

Согласно канону, Татуин представляет собой планету, обращающуюся вокруг двух звезд. В далеком прошлом ее поверхность была покрыта океанами и лесами. Однако затем она высохла, превратившись в гигантскую пустыню.

На момент выхода оригинальных «Звездных войн» Татуин воспринимался большей частью научного сообщества исключительно как продукт бурного воображения. Дело в том, что многие астрономы сомневались в принципиальной возможности существования планет в системах с несколькими звездами. Основным аргументом было то, что из-за гравитационных возмущений они попросту не смогут сформироваться. А если вдруг и сформируются, то все равно или достаточно быстро погибнут, или будут выброшены за пределы системы.

Подобная точка зрения оказалась ошибочной. Да, большинство известных нам экзопланет действительно обращается вокруг одиночных звезд. Но и «татуины» не являются чем-то уникальным. На данный момент астрономам известны несколько десятков подобных миров — причем в системах не только с двумя, но и с тремя, и даже с четырьмя звездами. Правда, все они являются газовыми гигантами. Радиус самой маленькой из уже найденных таких планет (Kepler-47b) втрое превосходит радиус Земли. Но не приходится сомневаться, что по мере совершенствования технологий астрономы сумеют найти и каменные «татуины».

Также стоит сказать, что настоящие «татуины» вовсе не обязательно должны выглядеть как иссушенные пустыни. Их климат будет определяться характеристиками орбит и расстоянием до звезд. При наличии подходящих условий такой мир вполне может напоминать нашу Землю.

Хот

Планету Хот можно увидеть в начальной части фильма «Империя наносит ответный удар». Это полностью скованный льдом мир, на некоторое время ставший убежищем для сил повстанцев. При этом, несмотря на экстремально холодный климат, на Хоте имеется как пригодная для дыхания атмосфера, так и местная жизнь.

Скорее всего, подобные ледяные миры весьма распространены во Вселенной. Даже в Солнечной системе есть аналоги такой планеты. Например, Европа — спутник Юпитера, поверхность которого полностью покрыта льдом. Или Энцелад, обращающийся вокруг Сатурна.

Более того, в далеком прошлом наша Земля мало чем отличалась от Хота. Данные геологических изысканий свидетельствуют о том, что примерно 700 млн лет назад она пережила глобальное оледенение, фактически превратившись в гигантский снежок. Даже на экваторе условия напоминали современную Антарктиду. Земная жизнь смогла уцелеть лишь благодаря свободным ото льда участкам океана вдали от континентов. Если бы мы совершили путешествие во времени в ту далекую эпоху, то почти наверняка увидели бы пейзажи, похожие на показанные в фильме.

Эндор

Планета Эндор представляет собой спутник газового гиганта, практически полностью покрытый лесами и населенный эвоками — расой маленьких мохнатых двуногих существ. Именно она стала местом решающей битвы из «Возвращения джедая», приведшей к крушению Галактической империи.

По понятным причинам мы не будет рассуждать о вероятности существования эвоков. Но как насчет самого Эндора? Может ли спутник газового гиганта быть обитаемым и напоминать нашу Землю?

Начнем с того, что даже планеты-гиганты в нашей Солнечной системе обладают довольно солидными спутниками. Например, тот же Ганимед по размерам больше Меркурия, а у Титана имеется полноценная атмосфера. Астрономы допускают, что крупные газовые гиганты в других звездных системах могут иметь еще более внушительные луны, сопоставимые по размеру с Землей, а то и крупнее.

Могут ли такие спутники быть похожими на Землю? Это вполне возможно. Главное, чтобы орбита их «планеты-хозяина» проходила в т.н. зоне обитаемости. В таком случае их поверхность будет получать достаточное для существования воды в жидком виде количество энергии, что станет ключевой предпосылкой для формирования жизни.

Мустафар

Как и Эндор, планета Мустафар тоже является спутником газового гиганта. Однако во всем остальном они представляют собой полные антиподы. Если Эндор — цветущий мир, то Мустафар почти полностью покрыт лавой. Именно он стал местом показанной в «Мести ситхов» дуэли Оби-Вана и Энакина Скайуокера. После превращения в Дарта Вейдера последний выбрал Мустафар для размещения своего замка.

Как мы уже сказали, при наличии определенных условий спутники планет-гигантов могут иметь вполне комфортные для жизни условия. Однако ключевое слово здесь — именно «определенные». При другой конфигурации орбит гравитация газового гиганта действительно способна превратить своего компаньона в лавовый мир.

В качестве примера можно привести Ио, который вполне мог бы сыграть роль Мустафара. Эта юпитерианская луна знаменита своей бурной вулканической активностью. На ней находятся сотни вулканов. Их постоянные извержения создали поистине апокалиптический пейзаж. По поверхности Ио тянутся многокилометровые потоки из серы и силикатной магмы, впадающие в самые настоящие лавовые озера. Сама же поверхность спутника целиком состоит из мощных слоев вулканических отложений, а под ней скрывается океан магмы.

Источником всей этой активности является приливный разогрев недр Ио гравитацией Юпитера. Благодаря этому извержения на его поверхности не прекращаются ни на минуту. Не приходится сомневаться, что подобный механизм не уникален и не ограничен лишь Солнечной системой. А значит, в нашем Млечном Пути можно найти множество аналогов Мустафара.

Камино

Планета Камино появилась на большом экране во втором эпизоде звездной саги. Именно ее обитатели создали печально известную армию клонов. Сама же планета знаменита тем, что не имеет твердой поверхности и целиком покрыта водой.

Большинство астрономов считает, что подобные водные миры весьма широко распространены во Вселенной. Эта уверенность подкрепляется целым рядом уже найденных экзопланет, соотношение масс и размеров которых недвусмысленно говорит о наличии в их составе большого количества воды.

В качестве примера можно привести K2-18 b — экзопланету в 110 световых годах от Солнца, получающую от своей звезды примерно столько же энергии, сколько наша Земля. Она имеет мощную атмосферу, в которой были найдены следы водяного пара, а ее средняя плотность говорит о том, что планета в основном состоит из воды. Если на K2-18 b есть какие-то обитатели, то не исключено, что они никогда в своей жизни не видели сушу и даже не знакомы с этим понятием.