James Webb нашел самую отдаленную галактику Вселенной

Исследователи с помощью космического телескопа James Webb обнаружили две чрезвычайно старые галактики, возникшие спустя всего несколько миллионов лет после Большого взрыва. Их нашли в скоплении Abel 2744. Самая дальняя обнаруженная галактика получила название GLASS-z12 и возникла лишь через 350 млн лет после Большого взрыва, а другая — через 450 млн лет.

Галактика GLASS-z13 по размерам меньше Млечного Пути
Галактика GLASS-z13 по размерам меньше Млечного Пути. Фото: NASA/CSA/ESA/STScI

Среди исследователей сперва были некоторые споры по поводу точности ранних данных JWST. Сначала галактикам давали оценку красного смещения в z~13, но впоследствии это число было уменьшено до 12,5 с помощью более точной калибровки. Другая галактика оказалась немного ближе к нам с показателем z~10,5.

GN-z11
Предыдущи рекордсмен галактика GN-z11. Фото: Wikipedia

Предыдущим рекордсменом является галактика GN-z11, существовавшая 400 млн лет после Большого взрыва (z~11,1) и идентифицированная в 2016 году обсерваторией Hubble и Кека в программах Deep Field.

Программы исследования галактик

GLASS-z13 – самая старая галактика, которую когда-либо видели
GLASS-z13 самая старая галактика, которую когда-либо видели. Фото: NASA/CSA/ESA/STScI

Галактики были идентифицированы в двух программах JWST: GLASS-JWST Early Release Science Program (Grism Lens Amplified Survey from Space) и Cosmic Evolution Early Release Science Survey (CEERS). Данные этих исследований выявили галактики, имеющие высокий показатель красного смещения. Чем больше красное смещение, тем более длинное расстояние преодолел свет, прежде чем достичь нас. Поэтому свет от таких галактик показывает их очень старый возраст.

Abell 2744 GLASS-z12
Две самые дальние на сегодняшний день галактики изображены на этих снимках космического телескопа James Webb внешних регионов гигантского скопления Abell 2744. Галактики находятся не внутри скопления, а на много миллиардов световых лет позади него. Фото: NASA, ESA, CSA

Чтобы идентифицировать древнейшие галактики, исследователи начинают с просмотра изображений, сделанных James Webb, и выбора интересных галактик на основе их цвета. Они ищут галактики, которые не отображаются в видимом свете, но отображаются в инфракрасном диапазоне. Это означает, что галактика настолько сильно смещена в красный цвет, что ее свет вышел за пределы диапазона видимого света, что делает ее потенциально очень старой.

Удивительное открытие

В ходе изучения этих галактик оказалось, что они гораздо ярче, чем ожидалось. Это заставило астрономов усомниться в своих знаниях об образовании галактик в молодой Вселенной. Ученые пересмотрели свои предположения о самых древних светилах и предположили, что эти старейшие галактики имели очень яркие звезды с совсем иным строением, которое отличается от существующих сегодня.

«Это открывает целый вопрос о природе звезд и о том, как они образуются, а также о типах светил, которые образуются в очень ранние времена», — сказал Гарт Иллингворт, исследователь первой эпохи реионизации Spectroscopic Complete and Public Release IMaging for Extragalactic Research.

Ранее мы сообщали, что James Webb поможет уточнить количество галактик во Вселенной.