James Webb нашел органические молекулы возле протозвезды

Ученые, работающие с космическим телескопом James Webb, осуществили спектроскопию протозвезды, которая только готовится стать полноценным светилом. Они обнаружили вокруг нее множество органических молекул. А струи, бьющие из нее в пространство, содержат металлы.

Протозвезда
Протозвезда. Источник: scitechdaily.com

James Webb исследует новорожденную звезду

Ученые из японского исследовательского института RIKEN решили использовать космический телескоп James Webb для исследования протозвезды. Так называется светило, которое только что родилось и на него продолжает падать вещество из газопылевого облака, что дало ему жизнь.

James Webb использовал весь арсенал своих инструментов, работающих в инфракрасной части спектра, поэтому смог получить не только изображение звезды, но и спектр ее излучения. Благодаря этому ученые смогли установить, какие молекулы находятся в облаке, которое окружает новорожденное светило.

Протозвезда и органика вокруг нее

Оказалось, что среди газа и пыли, которыми окружена протозвезда, присутствуют кристаллы водяного льда, углекислый газ и силикатные образования. Больше всего их заинтересовали органические молекулы, которые там удалось увидеть.

Окончательные результаты, касающиеся органики, все еще недоступны. Но James Webb уже смог увидеть такие вещества, как аммиак, метан, метанол, формальдегид и муравьиная кислота. Также есть нотки этанола и ацетальдегида.

Эти вещества уже были известны по предварительным исследованиям газопылевых облаков, из которых образуются звезды. В кометах Солнечной системы они встречаются нередко. Однако исследователи считают, что на стадии протозвезды они могли бы синтезироваться на кристаллах льда и даже превращаться в более сложные органические структуры, например, азотистые основания, входящие в состав ДНК.

Потоки вещества содержат металлы

Еще одним интересным результатом этого исследования являются данные относительно струй, которые протозвезда выбрасывает в пространство. Они вызваны тем, что часть вещества при падении слишком сильно ускоряется. Об их существовании ученые знали давно, но разглядели как следует только сейчас.

Оказалось, что они относят в космос множество элементов: водород, железо, никель, неон, аргон и серу. При этом их скорость составляет 200 км/с. Они обогащают пространство вокруг тяжелых элементов, необходимых для образования планет.