James Webb нашел еще более удаленную галактику во Вселенной

Неделю назад человечество любовалось снимками космического телескопа James Webb. Буквально сразу на фотографиях была найдена наиболее отдаленная галактика Вселенной GLASSz-13, или сокращенно GL-z13. Это открытие разразилось в Интернете, о рекордной находке даже писали основные мировые СМИ. Но через семь дней телескоп побил собственный рекорд — была найдена еще более отдаленная галактика.

SMACS 0723
Небольшая часть глубокого поля SMACS 0723 — первое изображение, опубликованное James Webb, на котором видны сотни галактик. Источник: NASA/ESA/CSA/STScI

Прежде всего важно отметить, что GL-z13 является лишь кандидатом, который требует дальнейшего исследования, чтобы подтвердить статус одной из наиболее удаленных галактик. Теперь у GLASSz-13 появился конкурент. В ряде новых статей, опубликованных на этой неделе на arXiv, астрономы выбрали еще несколько удаленных галактик — это демонстрация поразительной мощи революционного космического телескопа James Webb.

Как только исследователи получили доступ к первой партии данных JWST, они начали искать далекие галактики. James Webb лучше всего подходит для такой «космической охоты», поскольку он видит космос в инфракрасном свете, а не в видимом, как это делает Hubble. Видимый свет от древнейших галактик во Вселенной имеет характерное красное смещение. Поскольку Вселенная расширялась после Большого взрыва, длины волн света растягиваются, и спектр объектов, которые находятся очень далеко и удаляются от нас, смещается в сторону более красной длины волны. Астрономы обозначают красное смещение буквой z. Более высокие значения красного смещения означают взгляд в прошлое. Например, z = 1 соответствует примерно 7,7 млрд лет назад, в то время как z = 10 соответствует примерно 13,2 млрд лет назад.

В документах, загруженных на arXiv, есть даже не одна, а целых три галактики-кандидата со значением z более 16. Это соответствовало бы примерно 13,6 млрд лет назад. Но один интересный объект уникален особенно, поскольку имеет рекордный показатель z = 16,7, что соответствовало бы примерно 250 млн лет после Большого взрыва.

Эта красная пиксельная точка может быть галактикой, которая существовала всего 250 миллионов лет после Большого взрыва
Эта красная пиксельная точка может быть галактикой, которая существовала всего 250 млн лет после Большого взрыва. Масштабная шкала составляет 1 килопарсек (примерно 3260 световых лет).

Если эти галактики так далеки, то насколько далеко была GL-z13? Эта рекордно отдаленная галактика имеет значение z около 13. Так что эта сенсация буквально за неделю потеряла свой статус старейшей во Вселенной.

Ранее мы публиковали тест, в котором вы сможете проверить, насколько хорошо знаете James Webb.