InSight зарегистрировал самое мощное в истории марсотрясение

4 мая находящийся на поверхности Красной планеты аппарат InSight зарегистрировал самое мощное за время своей миссии марсотрясение. Его магнитуда составила 5 баллов.

Удивительная геологическая активность Марса

InSight совершил посадку на Марс в ноябре 2018 года. Основной целью миссии является изучение внутреннего строения планеты. Для этого InSight выгрузил сейсмометр SEIS, предназначенный для мониторинга ее тектонической активности.

Сейсмограмма марсотрясения
Сейсмограмма марсотрясения, зафиксированного зондом InSight 4 мая 2022 года. Источник: NASA/JPL-Caltech/ETH Zurich

По состоянию на сегодняшний день, за время своего пребывания на Марсе SEIS зарегистрировал 1313 подземных колебаний. Их количество и сила удивили многих ученых, полагавших, что в геологическом отношении Красная планета является мертвым миром, и марсотрясения там исключительно редкое событие. Но данные InSight заставили планетологов пересмотреть свои представления о Марсе. Оказалось, что планета намного активнее, чем считалось ранее, и в ее недрах все еще происходят различные процессы.

Рекордное марсотрясение

До недавнего времени титул самого мощного марсотрясения носило событие, зафиксированное 25 августа 2021 года. Оно произошло на противоположной от зонда стороне планеты и имело магнитуду 4,2 балла.

Спектрограмма марсотрясения
Спектрограмма марсотрясения, зафиксированного зондом InSight 4 мая 2022 года. Источник: NASA/JPL-Caltech/ETH Zurich

Но 4 мая 2022 года InSight зарегистрировал еще более мощные толчки, имевшие магнитуду 5 баллов. По земным меркам, это землетрясение средней силы, но для Марса это уже близко к максимальному пределу, по мнению планетологов. Впрочем, Красная планета уже неоднократно преподносила сюрпризы. Так что нельзя исключать, что она может генерировать даже более мощные марсотрясения.

К сожалению, InSight может уже не успеть зарегистрировать новый рекорд. По мере оседания пыли на панелях солнечных батарей зонда, они производят все меньше энергии. 7 мая их выработка упала чуть ниже предела, который запускает безопасный режим. В нем зонд приостанавливает все свои функции кроме самых важных. По оценкам инженеров, уже к концу нынешнего года InSight перестанет получать достаточное для выживания количество энергии и замерзнет во время одной из холодных марсианских ночей.

По материалам https://mars.nasa.gov