InSight на Марсе грозит уничтожение сверхмощной пылевой бурей

Посадочный модуль NASA InSight смело борется за свое выживание на поверхности Марса. Но его удача скоро может закончиться — космическому посадочному аппарату грозит марсианская пылевая буря размером с континент, которая разбушевалась в конце сентября. Этот ураган грозит полностью оставить аппарат без источника питания. В начале октября NASA уже отметила значительное падение энергии, которую посадочный модуль получает от солнечных батарей.

Запыленная солнечная панель посадочного модуля NASA InSight

«3 октября шторм приобрел достаточный масштаб и поднял столько пыли, что толщина пылевого тумана в марсианской атмосфере увеличилась почти на 40% вокруг InSight», — говорится в сообщении администрации в пятницу. При приближении шторма посадочный модуль уже не был способен полностью заряжать свои батареи.

Глобальная карта Марса с конца сентября 2022
Глобальная карта Марса с конца сентября 2022 года показывает расположение InSight, Curiosity и Perseverance. Бежевые облака указывают на пылевую бурю. Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS

Солнечные батареи посадочного модуля покрыты толстым слоем пыли, из-за чего аппарат потерял способность получать электроэнергию, что приблизило его к концу своей миссии. Команда InSight выключила большинство инструментов посадочного модуля, оставив работать лишь сейсмометр, чтобы попытаться определить как можно больше марсотрясений.

Снимки посадочного аппарата NASA InSight Mars
Снимки посадочного аппарата NASA InSight Mars в начале миссии в 2018-м и 2022 году. Солнечные батареи посадочного модуля с течением времени покрылись толстым слоем пыли, что привело к постепенному понижению уровня его мощности. Авторство: NASA/JPL-Caltech

Последние события помогали InSight оставаться в рабочем состоянии. NASA даже рассчитывала продлить миссию до начала 2023 года, после чего окончательно отключить аппарат. Но марсианская буря грозит положить конец миссии раньше. Все же есть и хорошие новости. Региональный шторм, вероятно, уже достиг своего пика и скоро утихнет. Космический аппарат NASA Mars Reconnaissance Orbiter наблюдает за ураганом с орбиты планеты и увидел признаки замедления его мощности.

Ранее мы сообщали о том, как миссия InSight зафиксировала сейсмические колебания от падения метеорита на Марс.