Hubble заглянул в «замочную скважину»

Группа сопровождения миссии Hubble опубликовала новое причудливое изображение объекта дальнего космоса. В этот раз космическая обсерватория сфотографировала туманность NGC 1999, которая внешне чем-то напоминает гигантскую замочную скважину в небе.

Туманность NGC 1999. Источник: ESA/Hubble & NASA, ESO, K. Noll

Сфотографированная Hubble «замочная скважина» расположена на расстоянии 1350 световых лет от Земли. Она является частью более крупной туманности Ориона — ближайшей к Земле области активного звездообразования. Ее можно увидеть на земном небе невооруженным глазом.

NGC 1999 классифицируется как отражательная туманность. Это значит, что она светит не собственным светом, а за свет «подсветки» от внешнего источника. Им является звездная система V380, которую можно увидеть в центре снимка.

V380 состоит из, как минимум, трех звезд. В центре системы находится тесная пара светил, чья общая масса превышает массу Солнца почти в три раза. Вокруг них обращается новорожденная звезда, чья масса превышает солнечную в 1,6 раза. В системе также зафиксирован еще один объект, который может являться красным или коричневым карликом.

Поскольку V380 очень молода, она все еще окружена остатками материала, оставшегося после ее формирования. Его характерный голубоватый оттенок объясняется тем, что пылевые частицы, преимущественно отражают именно голубой свет.

Область неба вокруг туманности NGC 1999. Источник: jwinman.com

Но наиболее примечательной частью туманности все же является не V380, а необычная «дыра» в центре, напоминающая огромную черную замочную скважину. Ранее считалось, что это экстремально плотное облако пыли и газа, которое полностью блокирует свет. Под действием сил гравитации такие облака постепенно сжимаются и со временем в них начинают формироваться новые звезды.

Однако во время более детальных наблюдений астрономы не нашли никаких следов подобных процессов. Это говорит о том, что данная область действительно пуста и не содержит никакого вещества. Точные причины этого явления пока что неизвестны. По одной из версий, она образовалась в результате воздействия джетов новорожденных звезд и их мощного излучения.

Напомним, что недавно телескоп James Webb сделал новый снимок знаменитых Столпов Творения.