Hubble заглянул в галактическую «паутину»

В честь приближающегося Хэллоуина группа сопровождения миссии Hubble опубликовала изображение, демонстрирующее галактическое скопление Abell 611. Эта причудливая и чем-то напоминающая паутину структура расположена на расстоянии 3,2 млрд световых лет от Земли.

Галактическое скопление Abell 611 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble, NASA, P. Kelly, M. Postman, J. Richard, S. Allen

Как и в случае с другими скоплениями подобного масштаба, точный механизм, обеспечивающий стабильное существование Abell 611, остается загадкой для астрономов. Дело в том, что если сложить всю видимую массу составляющих его галактик, то ее попросту не хватит, чтобы удержать их вместе. Аналогичная ситуация наблюдается и с другими галактическими скоплениями, а также большинством галактик. Им не хватает видимой массы, чтобы остаться целыми.

В то же время, если взять нашу Солнечную систему, то орбиты планет могут быть легко рассчитаны на основе их масс. Астрономам не требуется никакая дополнительная масса, чтобы объяснить ее целостность. Так почему же этот принцип не работает с увеличением масштабов?

Доминирующая теория заключается в том, что наша Вселенная содержит огромное количество невидимого вещества, известного под условным названием — темная материя. Она не испускает света, не участвует в электромагнитном взаимодействии и недоступна прямому наблюдению. В то же время, темная материя может оказывать гравитационное воздействие. Именно она удерживает галактические скопления вместе, не давая им распадаться.

Структуры, вроде Abell 611, являются идеальной природной лабораторией для изучения темной материи. На снимке Hubble можно увидеть яркую изогнутую линию. Это оптический эффект, порожденный гравитацией скопления. Она исказила свет от более далекой галактики, придав ему столь причудливый вид. Изучая степень отклонения света, астрономы могут рассчитать массу скопления. Эти измерения дали поразительные результаты. По оценкам астрономов, порядка 85% массы нашей Вселенной должно приходиться на темную материю.

Напомним, что недавно Hubble сфотографировал туманность NGC 1999.