Hubble переведен в безопасный режим

5 октября орбитальный телескоп Hubble прекратил научные наблюдения и был переведен в безопасный режим. Причиной этого стал выход из строя одного из гироскопов, используемых в системе ориентации аппарата.

Телескоп Hubble. Источник: NASA

Для сохранения полной работоспособности телескопу нужно три гироскопа, которые обеспечивают его наведение по трем осям. На его борту имеется комплект из шести гироскопов (три основных и три резервных). Все они были установлены в 2009 году, экипажем шаттла Atlantis, в рамках последней миссии по обслуживанию обсерватории. За последующие годы два гироскопа вышли из строя.

Схема гироскопов установленных на телескопе Hubble. Источник: NASA

Сломавшийся 5 октября гироскоп, уже давно демонстрировал признаки скорого отказа. По словам заместителя руководителя миссии Рейчел Остен (Rachel Osten), на самом деле он даже проработал на полгода больше, чем ожидали специалисты.

После этой поломки Hubble все еще располагает тремя гироскопами. Они имеют усовершенствованную конструкцию и должны прослужить дольше предыдущего комплекта. Однако один из них уже работает со сбоями. Недавняя проверка показала, что он по-прежнему демонстрирует аномальное поведение. Это значит у обсерватории есть лишь два, полностью исправных гироскопа.

По словам специалистов, если третий гироскоп так и не удастся вернуть в строй, скорее всего, они переведут Hubble в режим работы с одним гироскопом. Второй, будет оставлен в качестве запасного. Это уменьшит функциональные возможности телескопа (он потеряет возможность наблюдать некоторые участки неба), но зато такое решение еще немного продлит его жизнь.

К сожалению, после прекращения полетов шаттлов, у NASA не осталось технических возможностей для обслуживания и ремонта обсерватории Hubble. Рано или поздно, два последних гироскопа тоже откажут, после чего она окончательно потеряет возможность вести какие-либо наблюдения. Ученые надеются, что к этому моменту в космос уже оправится инструмент нового поколения — James Webb Space Telescope, который сможет перенять эстафету у легендарного телескопа Hubble.

По материалам  https://www.nasa.gov