Hubble отметил день рождения снимком компактной группы галактик

24 апреля космический телескоп Hubble отпразднует свой 32-й день рождения. В честь этого события специалисты группы сопровождения миссии опубликовали великолепный снимок, демонстрирующий скопление из пяти галактик, известное под названием «компактная группа Хиксона 40» (Hickson 40).

Компактная группа галактик Хиксона 40 (Hickson 40). Источник: NASA, ESA and STScI

Сфотографированная Hubble группа состоит из трех спиральных, одной эллиптической и одной линзовидной галактики. В процессе своего странствия по Вселенной их пути пересеклись, и они оказались втянуты в гравитационный танец, который неминуемо завершится их слиянием. Для понимания того, насколько «тесным» является скопление, отметим, что оно могло бы уместиться в область пространства, диаметр которой менее чем в два раза превышает диаметр нашего Млечного Пути.

Отличительной особенностью группы Хиксона является ее изолированность. Как правило, такие тесные объединения можно найти в центрах огромных скоплений галактик. Однако группа Хиксона изолирована от подобных структур. По мнению астрономов, это объясняется тем, что галактики связаны большим количеством темной материи.

Астрономы изучили эту компактную группу галактик не только в видимом свете, но и в радио-, инфракрасном и рентгеновском диапазонах. Почти каждая из галактик содержит компактный радиоисточник в своем ядре, что является свидетельством присутствия черной дыры. Рентгеновские наблюдения показывают, что галактики гравитационно взаимодействуют, о чем говорит наличие среди них большого количества горячего газа. Они также формируют новые светила.

Результаты измерений показывают, что расстояние между галактиками группы постепенно уменьшается. Примерно через миллиард лет они сольются в одну гигантскую эллиптическую галактику. По мнению астрономов, на заре Вселенной подобные компактные группы были куда более многочисленными, и их слияния могли служить топливом для питания первых сверхмассивных черных дыр. В процессе поглощения вещества они излучали такое колоссальное количество энергии, что для их обозначения астрономы придумали специальный термин «квазары».

Ранее мы писали о космическом календаре на 2022-й год, составленном из лучших снимков миссии Hubble.