Hubble и James Webb получили красочную фотографию скопления галактик «Рождественская елка»

Разнообразные телескопы ведут наблюдения на разных длинах волн спектра, раскрывая невероятные детали небесных объектов. Недавно благодаря объединенным усилиям двух космических телескопов Hubble и James Webb было получено захватывающее изображение скопления тысяч галактик. Ничего подобного было бы невозможно получить с помощью только одного инструмента.

MACS0416
Панхроматическое изображение скопления галактик MACS0416, созданное путем объединения инфракрасных снимков космического телескопа James Webb с данными в видимом диапазоне, полученных обсерваторией Hubble. Фото: NASA, ESA, CSA, STScI

Телескоп Hubble наблюдает только в оптическом диапазоне электромагнитных волн, обозначенном на изображении синим и голубым цветом. James Webb использует инфракрасный диапазон, показанный оттенками желтого и красного. Зеленые оттенки представляют части спектра, видимые обоими телескопами.

Скопление MACS0416, расположенное примерно в 4,3 млрд световых лет от Млечного Пути, фактически состоит из пары галактических скоплений, которые находятся в процессе слияния. В конечном итоге они объединятся в единый гигантский объект. Hubble последнее десятилетие изучал это скопление, разыскивая удаленные галактики — задача, которую теперь осуществляет James Webb благодаря более мощному оборудованию.

MACS0416
Сравнение снимков скопления галактик MACS0416, полученных отдельно телескопом Hubble в оптическом диапазоне (слева) и телескопом James Webb в инфракрасном (справа). Общее время экспозиции в последнем случае составило около 22 часов, по сравнению со 122 часами экспозиции Hubble. Фото: NASA, ESA, CSA, STScI

«Мы прозвали MACS0416 скоплением «Рождественская елка» из-за его ярких и красочных огоньков», — пояснил астроном Хаоцзин Ян из Университета Миссури.

Загадочная «Мотра»

Кроме эстетической ценности, данные James Webb позволяют изучать транзиенты — объекты, быстро меняющие яркость со временем, например, из-за гравитационного линзирования. Другой известных их представитель — сверхновые. Всего на изображении обнаружено 14 подобных объектов.

MACS0416
Скопление MACS0416 своей гравитацией концентрирует свет от фоновой галактики, существовавшей примерно через 3 млрд лет после Большого взрыва. Эта галактика содержит транзиент, который ученые назвали «Мотра». Фото: NASA, ESA, CSA, STScI

Но самым интересным оказался объект, который ученые назвали «Мотра» в честь гигантского монстра из японских кинофильмов о Годзиле — из-за ее «жуткой природы». Он находится в галактике, существовавшей примерно через 3 млрд лет после Большого взрыва. На снимке она выглядит тонкой красной «нитью», искаженной гравитационным линзированием и увеличенной в 4000 раз. Наиболее вероятное объяснение такого мощного увеличения заключается в том, что перед объектом находится дополнительная «мини-линза», точная природа которой остается неизвестной.

Ранее мы сообщали о том, как телескоп James Webb превзошел рекорд Hubble.