Грандиознее JWST: ТОП-3 телескопа, которые запустят к 2034 году

Успешный запуск и доставка к точке Лагранжа L₂ космического телескопа James Webb вызвали настоящий фурор в астрономическом обществе. Это один из наиболее ожидаемых научных инструментов, который вскоре предоставит нам невероятный новый взгляд на раннюю Вселенную и атмосферы далеких экзопланет. Но WEBB — далеко не конец истории. В ближайшие несколько лет запланирован запуск его наследников — веселье только начинается. NewScientist составили рейтинг ТОП-3 самых интересных, перспективных и новаторских космических телескопов, которые запустят в космос к 2034 году.

Nancy Grace Roman Space Telescope

Предыдущий вариант названия Nancy Grace Roman Space Telescope — Wide Field Infrared Survey Telescope — это широкодиапазонная инфракрасная обсерватория и шестая «великая» обсерватория NASA. Она была названа в честь первой женщины-руководителя космического агентства. Roman Space Telescope также будет наблюдать Вселенную в инфракрасном диапазоне. Но в то время, как JWST фокусируется на деталях, RST будет охватывать общую картину. У телескопа будет панорамное поле зрения более чем в 100 раз больше, чем у JWST. В течение первых пяти лет работы он сделает в 50 раз больше снимков неба, чем космический телескоп Hubble за 30 лет своего существования. Это позволит ему создать первые широкоугольные инфракрасные карты неба. Есть надежда, что это поможет решить такие загадки, как истинная сущность темной материи и темной энергии. Ожидаемая дата запуска — 2025 год.

PLAnetary Transits and Oscillations of stars (PLATO)

Проект Европейского космического агентства PLATO будет исследовать миллионы звезд в поисках малейших изменений их светимости, выдающих присутствие планет на орбитах вокруг них. Предыдущие телескопы могли видеть лишь тела, находящиеся очень близко к своим светилам. PLATO будет задерживаться на каждой звезде дольше, и поэтому у него будет шанс обнаружить экзопланеты с более длительным периодом обращения, которые находятся дальше от своей звезды. В частности, миссия сосредоточена на попытке обнаружить признаки скалистых экзопланет в зоне обитаемости — узкой области звездной системы, в которой температура подходит для существования жидкой воды. У телескопа также будут инструменты для изучения характеристик таких миров, чтобы обнаружить «двойников» Земли. Ожидаемая дата запуска — 2026 год.

Laser Interferometer Space Antenna (LISA)

В 2015 году ученые впервые обнаружили гравитационные волны — рябь в ткани пространства-времени. До сих пор мы наблюдали волны от столкновений черных дыр и нейтронных звезд. Миссия LISA, организованная Европейским космическим агентством, станет гораздо более крупным детектором гравитационных волн. Он будет состоять из трех космических аппаратов, расположенных на расстоянии 2,5 млн км друг от друга в форме треугольника. Этот космический детектор должен быть чувствительным к гравитационным волнам крайне низких частот. Он мог бы помочь обнаруживать планеты в других галактиках благодаря влиянию на гравитационные волны, создаваемые их родительскими звездами. До сих пор все подтвержденные экзопланеты были только в нашей галактике Млечный Путь. Ожидаемая дата запуска — 2034 год.

Напомним, что ранее мы рассказывали о действующих и планируемых космических миссиях ESA.