Горячее звезд: найден рекордный коричневый карлик

Международная команда астрономов объявила об обнаружении ранее неизвестного коричневого карлика WD0032-317B. Находка интересна тем, что температура его поверхности превышает температуру большинства звезд.

Система из белого и коричневого карлика в представлении художника. Источник: NOIRLab / NSF / AURA / M. Garlick.

Коричневые карлики часто называют неудавшимися звездами. Они имеют значительно большую массу, чем самые крупные планеты, но ее все равно недостаточно, чтобы поддерживать постоянные термоядерные реакции с участием водорода (хотя в их недрах и могут проходить реакции с участием ядер дейтерия и лития).

Вновь найденный коричневый карлик является компаньоном белого карлика, расположенного на расстоянии 1400 световых лет от Земли. Его масса в 2,5 раза меньше солнечной, а температура поверхности порядка 37 000 °C.

Еще в начале нулевых, астрономы заметили, что что-то «тянуло» белый карлик. Изначально считалось наличие у него звезды-компаньона. Но в ходе новых наблюдений выяснилось, что речь идет о коричневом карлике, чья масса лежит в диапазоне от 75 до 88 масс Юпитера.

Орбита коричневого карлика проходит на очень небольшом расстоянии от белого карлика. Он совершает один оборот вокруг него всего за 2,3 часа и находится в приливном захвате. Из-за подобной близости, температура освещенного полушария коричневого карлика составляет от 7000 до 9500 °C, в то время как температура ночного полушария от 1 000 до 2700 °C.  Для сравнения, температура солнечной поверхности составляет 6000 °C. На сегодняшний день WD0032-317B является наиболее горячим коричневым карликом, известным астрономам.

Напомним, что недавно астрономы нашли белый карлик, чье ядро начало превращаться в алмаз.