Гнев Солнца зажег небо: полярное сияние достигло южных регионов

Мощная электромагнитная буря на прошлой неделе создала невероятное северное сияние, достигшее южных регионов США — аврора была замечена даже в пустынном штате Аризона. В Канаде полярное сияние казалось особенно ярким и разноцветным. Такое редкое зрелище привлекло внимание фотографов по всей Северной Америке, наблюдавших потрясающее явление в течение 12 часов.

Северное сияние
Северное сияние над долиной Шенандоа в Виргинии. Фото: Питер Фористер

Сверхмощный геомагнитный шторм, оцененный Национальным управлением океанических и атмосферных исследований (NOAA) на четвертый уровень из пяти, вызвал яркие полярные сияния, которые видели жители 48 из 50 штатов США. Некоторые даже сообщали, что заметили еще одно недавно открытое явление, похожее на полярное сияние, под названием STEVE.

«Мы не ожидали столь мощного шторма. Его сила оценена в G4. Последний раз такая буря наблюдалась в 2017 году», — сказал Билл Муртаг, координатор программы в Центре прогнозирования космической погоды NOAA.

Незамеченная стелс-вспышка

Полярные сияния возникают во время геомагнитных бурь, когда энергия и частицы от Солнца нарушают магнитосферу Земли. Некоторые частицы двигаются вдоль силовых линий магнитного поля планеты в верхние слои атмосферы, где возбуждают молекулы кислорода и азота и испускают фотоны света. Полярные сияния обычно можно увидеть в более высоких широтах. Но шторм силой G4 распространил аврору до более южных широт. Условия, приведшие к этому шторму, были очень редкими, их почти невозможно предусмотреть заранее.

Появление полярного сияния начинается, когда вспышки на Солнце посылают волну энергии и частиц, которая называется выбросом корональной массы. Когда синоптики видят выброс корональной массы, направленный на Землю, они обычно предупреждают об опасности. Но на сей раз этого не произошло.

Солнечный физик NASA Алекс Янг согласился, что этот шторм G4 было труднее предсказать, чем другие. Во-первых, на Солнце за последние дни произошло несколько выбросов корональной массы, но ни один из них не выглядел так, словно он направлялся к Земле. Однако один из выбросов имел прямой «выстрел» к планете, поэтому среди других вспышек его не заметили. Такие «незаметные» явления называются стелс-выбросами корональной массы.

Ранее мы сообщали о том, как гигантский протуберанец попал на эпический портрет Солнца.