Где сейчас находятся самые удаленные космические аппараты?

Человечество отправляет космические аппараты в далекий космос уже 50 лет. В 1972 году миссия Pioneer 10 начала путешествие за пределы Солнечной системы. Сейчас у нас пять зондов, которые либо достигли края Солнечной системы, либо стремительно приближаются к ней: Pioneer 10, Pioneer 11, Voyager 1, Voyager 2 и New Horizons.

Аппарат Voyager в представлении художника. Источник: NASA

Сначала планировалось, что эти космические корабли будут исследовать наши соседние планеты, но теперь они прокладывают путь за пределы Солнечной системы, предоставляя астрономам уникальные точки обзора в космосе — и они достигли многого в 2022 году.

Voyager 1 и 2

В 2022 году миссии Voyager отметили 45-летний юбилей. От близких пролетов внешних планет до исследования самых отдаленных уголков космоса — эти два космических аппарата внесли огромный вклад в понимание астрономами Солнечной системы. В настоящее время их главный проект заключается в исследовании межзвездного пространства. Voyager 1 пересек гелиопаузу, предел, на котором поток частиц Солнца перестает быть важнейшим влиянием, в 2012 году, а Voyager 2 последовал за ним в 2018 году.

Самые удаленные космические аппараты человечества и их пути вне Солнечной системы
Самые удаленные космические аппараты человечества и их путь от Земли за пределами Солнечной системы. Авторство изображения: NASA/Johns Hopkins APL/Southwest Research Institute

Команда миссии столкнулась с одной серьезной проблемой в прошлом году, когда Voyager 1 начал посылать искаженную информацию о своем местонахождении. Инженеры нашли причину — виновником было устаревшее компьютерное оборудование. После исправления зонд начал работать в штатном режиме. Однако подобных инцидентов следует ожидать со стареющим космическим кораблем.

Команда также активно управляет источником питания на борту каждого Voyager, который уменьшается, поскольку радиоактивные генераторы зондов становятся все более неэффективными. В этом году персонал миссии выключил обогреватели, поддерживающие ряд научных инструментов на борту в суровой, холодной среде космоса — и, к общему удивлению, эти инструменты все еще работают.

Pioneer 10 и 11

Космические зонды Pioneer занимают особое место в истории космоса. К сожалению, эти выдающиеся 50-летние аппараты давно не функционируют — Pioneer 10 потерял связь еще в 2003 году, а Pioneer 11 молчит с момента своего последнего контакта в 1995 году. Но оба космических корабля являются признаками присутствия человечества в Солнечной системе, и они все еще продолжают свои путешествия.

Pioneer 10
Космический аппарат Pioneer 10

Как только космический корабль устанавливается на траекторию вне Солнечной системы, согласно законам физики, он не остановится, пока что-нибудь не изменит его курс. По расчетам траектория полета Pioneer 10 лежит в направлении звезды Альдебаран, которой он достигнет через 2 млн лет. Pioneer 11 летит в созвездие Орла, одной из звезд которого он достигнет через 4 млн лет.

New Horizons

New Horizons — самый молодой брат этих новаторских миссий, запущенный в 2006 году. После завершения своего знаменитого пролета мимо карликовой планеты Плутон в 2015 году этот зонд продолжил свой путь за пределы Солнечной системы. По расчетам, он достигнет гелиопаузы около 2040 года.

New Horizons
Фоновое свечение Вселенной вдали от Солнца оказалось аномально ярким, как нашел аппарат New Horizons. Изображение: NASA

Аппарат не только выполнил свою основную миссию, но и успешно завершил облет меньшего объекта пояса Койпера, Аррокота, в 2019 году. В начале 2022-го New Horizons был переведен в спящий режим, поскольку ждал новых целей в рамках расширения миссии. В настоящее время команда зонда переходит во вторую расширенную миссию New Horizons в поясе Койпера, или сокращенно KEM2. Космический аппарат «разбудят» 1 марта 2023 года. Когда он «проснется от спячки», то пройдет мимо так называемой скалы Койпера, где ученые будут искать новые цели для наблюдений.

Ранее мы сообщали о том, как темная материя может объяснить загадочную аномалию «Пионера».