Французский виноградник оказался метеоритным кратером

Много лет назад ученые уже предполагали, что круглая впадина, в которой находится один из виноградников на юге Франции, на самом деле является метеоритным кратером, но потом отказались от этой идеи. Теперь ей нашли новое подтверждение.

Оказалось, что этот виноградник действительно кратер
Виноградник в кратере. Источник: Frank Brenker, Goethe University Frankfurt

Виноградник в метеоритном кратере

Геолог и коксохимик Фанк Бренкер из университета Гёте во Франкфурте путешествовал по Франции, когда его внимание привлекла винодельня под названием Domaine du Météore. Дело в том, что один из ее виноградников находится в круглой впадине глубиной 30 и диаметром 220 м.

Необычная форма долины еще в 1950-х годах стала причиной теории, что это древний кратер от падения метеорита. Правда, через несколько лет ученые это предположение опровергли. Но название, связанное с метеоритами, осталось.

Новые исследования

Бренкер решил подробно изучить возможный кратер, поскольку считал, что альтернативные геологические объяснения просто не удовлетворяют все особенности этого места. Он отобрал образцы пород и исследовал их в лаборатории. Сразу было обнаружено присутствие слюдяных жил, являющихся характерными следами метеоритных ударов.

Также геолог нашел в образцах следы брекчии — материала, состоящего из сцементированных обломков горных пород. Она также может образовываться в результате метеоритных ударов. Исследователи убедились, что виноградник может быть метеоритным кратером, и в следующем году собрали большую команду для его исследования на месте.

Оказалось, что магнитное поле на винограднике гораздо слабее, чем в его окрестностях. Это также очень характерно для метеоритных кратеров. Окончательно убедила их в правильности предположения находка сфер из железа и никеля диаметром около 1 мм. Они образуются исключительно при взрывах «небесных камней».

Почему метеоритный кратер — большое событие?

Несмотря на то, что метеориты регулярно врезаются в землю, следы этих событий трудно найти из-за того, что эрозия затирает их за считанные сотни и тысячи лет, особенно там, где интенсивно идут дожди. По всему миру зарегистрировано всего 190 ударных кратеров.

В Западной Европе их известно всего три. Это Рошешуар в Аквитании (Франция), Ньордлингер-Рис, между Швабским Альбом и Франконской Юрой, и бассейн Штайнхайма у Гайденхайма в Баден-Вюртемберге (оба — в Германии). Теперь к ним присоединится еще один у французского винодельни.

По материалам Phys.org.