Фото дня: столкновение с бездной

Представленное изображение было опубликовано группой сопровождения миссии Hubble. Оно демонстрирует взаимодействующую пару галактик Arp 282. Она расположена на расстоянии 320 млн световых лет от Земли по направлению к созвездию Андромеда.

Взаимодействующие галактики Arp 282. Источник: ESA/Hubble & NASA, J. Dalcanton, Dark Energy Survey, DOE, FNAL/DECam, CTIO/NOIRLab/NSF/AURA, SDSS Acknowledgement: J. Schmidt

В настоящее время среди астрономов бытует мнение, что важным аспектом эволюции галактик является то, как они взаимодействуют друг с другом. Галактики могут сливаться, сталкиваться или пролетать навылет друг через друга. Каждое подобное событие оказывает значительное влияние на их форму и структуру. И насколько распространенными бы не были такие взаимодействия, астрономам крайне редко удается получить динамичные изображения сталкивающихся галактик вроде того, что сделал Hubble.

Arp 282 состоит из спиральной галактики NGC 169 (внизу) и ее меньшего компаньона IC 1559 (вверху). По изображению сложно понять, но они имеют весьма активные ядра, являющиеся мощным источником излучения. В какой-то степени это даже удача, что наблюдательные возможности Hubble ограничены лишь ультрафиолетовой, видимой и ближней частью инфракрасного диапазона. Если бы телескоп мог регистрировать абсолютно все излучение от ядер галактик Arp 282, оно попросту бы скрыло детали их взаимодействия.

Активность Arp 282 связана с расположенными в их центрах черными дырами. Процессы приливного взаимодействия привели к перераспределению вещества внутри галактик. Это обеспечило черные дыры большим количеством «пищи». Галактики также обзавелись соединяющим их «мостом», который можно заметить на снимке Hubble.  Он состоит из вытянутых приливными силами газа и пыли.

Недавно мы рассказывали о том, как Hubble сфотографировал сталкивающиеся галактики, напоминающие корабль Enterprise из сериала «Стартрек».